Депутаты Татарстана просят позвать ремонтировать дороги иностранцев
Депутаты Татарстана, обеспокоенные качеством ремонта республиканских дорог, предложили привлекать для этих работ иностранных строителей. Такую идею высказал председатель комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев в ходе обсуждения доклада первого замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ Инсафа Хайруллина на заседании комитета. Депутат полагает, что участие иностранцев усилит конкуренция между подрядчиками, и, соответственно, повысит качество республиканских дорог. Но примеры участия иностранных дорожных строителей в российских проектах единичны - мешает коррупция и бюрократия.
Депутатов возмутила частота, с которой подрядчики ремонтируют республиканские дороги. Такой вывод сделали сами избранники народа по результатам выездов в районы. «Нормальных дорог почти нет», «вроде все сделали - и буквально через полгода снова ремонтируют», «самые новые дороги начинают "плыть" быстрее, чем это установлено нормативными сроками», - обратились несколько человек на заседании к И. Хайруллину.
«Есть очень серьезные вопросы к министерству: создана не та система экономических отношений, когда подрядчикам выгодно строить прочные дороги. Или им выгодно ползать вокруг одних и тех же дорог каждый год и хорошо «кушать» деньги», - предположил М. Галеев.
Сам минтранс и заказчики строительства с этим не согласны. Как сказал на брифинге 15 апреля директор ГКУ "Главтатдортранс"- главного заказчика ремонта дорог в РТ Эдуард Данилов, ежегодно должно ремонтироваться 10% от всего дорожного фонда субъекта, то есть 1,4 тыс. км, а получается обновить не более 500 км дорожного полотна в год. По его словам, 60% дорог Татарстана «недоремонтированы». На заседании же И. Хайруллин сказал, что срок службы дорог по нормативам – 5 лет, в случае если дорога выходит из строя раньше, подрядчики ремонтируют ее за свой счет. «Если что-то не получается, то применяются судебные инструменты и многое другое», - ответил он на претензии.
Однако депутаты сомневаются в эффективности предпринимаемых чиновниками мер.«Может быть, на те же деньги запустить сюда, условно, канадских дорожных строителей и создать конкурентную среду с иностранными подрядчиками, тогда и дороги резко пойдут на улучшение? Может быть, отсутствие конкурентной среды тоже причина», - предложил М. Галеев.
Замминистра транспорта доложил, что ограничений на участие в электронных торгах на определение подрядчика нет ни для кого. «Но иностранных подрядчиков на дорогах тоже пока нет. Нужно попробовать, я считаю», - подытожил М. Галеев.
Напомним, всего год назад премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, которое позволило привлекать иностранные организации к участию в конкурсах и аукционах на строительство автомобильных дорог. Тем не менее, допущены к торгам могут быть только те иностранные компании, которые зарегистрировали представительство в РФ, потому что иностранное юрлицо не может получить электронную подпись, объяснил РБК-Татарстан гендиректор ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ" Яков Геллер.
В Татарстане таких подрядчиков еще не было, но группа компаний RESEAgroup высказывала свою заинтересованность на территории РТ, сообщили РБК-Татарстан в минтрансе республики. В России подобные случаи единичны. В управлении, строительстве и ремонте ряда водоканалов российских городах принимают участие французские Suez и Veolia, немецкая Remondis.
Ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов предположил, что дорожные строители из-за рубежа теоретически могут работать в Татарстане, но на практике опасаются коррупционных рисков в работе. «Риски инвестирования средств столь велики, что перевешивают желание иностранных компаний работать здесь. Непростая ситуация сложилась именно в сегменте строительства и ремонта дорог, где зачастую конкурсы выигрывают "свои" подрядчики, материалы поставляют "свои" компании и так далее. Иностранные компании, которые привыкли работать максимально прозрачно, просто не принимают таких "правил игры" и не могут работать в таких условиях», - констатирует он. Кроме того, они могут бояться местного бюрократизма, а также не хотят тратить время на изучение строительных норм, говорит Баранов.
«Теоретически иностранные компании могли бы усилить конкуренцию в этой сфере, однако, учитывая названные выше причины, вряд ли получится это сделать», - заключил эксперт.