Как собирают казанские беспилотники
Казанский завод беспилотных летательных аппаратов «Эникс» заключил крупную экспортную сделку: на минувшей неделе был подписан контракт по отправке в Алжир 30 воздушных мишеней, сумма сделки оценивается в 60-65 млн долларов. Ранее компания заключила один из своих крупных контрактов на поставку 100 беспилотников «Элерон-3» в вооруженные силы России. Стоимость одного комплекта составляет от 3 до 7 млн рублей. Корреспондентов РБК-Татарстан пригласили на завод, где продемонстрировали, как создаются беспилотные воздушные мишени и самолеты.
"Создание беспилотника начинается с идеи конструктора, затем ее воплощают в чертежах и схемах, - говорит замдиректора по качеству, маркетингу и контролю за реализацией договоров ЗАО «Эникс» Владислав Карпиков. – И только потом начинается создание форм будущего корпуса самолета".
Перед тем, как начнется выклейка составных частей будущего беспилотника стеклотканью и эпоксидной смолой, поверхность матриц покрывают мыльным раствором, чтобы будущие детали затем можно было без труда извлечь из форм. Конвейера по производству составных частей на заводе нет – все детали делаются небольшими партиями по мере необходимости.
Далее на участке формовки рабочий выкладывает в подготовленную матричную форму стеклоткань и послойно промазывает ее эпоксидной смолой. Процесс формовки занимает до полутора часов, затем части будущих летальных аппаратов помещают в вакуумную камеру, откуда они идут на сушку, где находятся около суток. Затем специалисты ошкуривают получившуюся деталь и проверяют ее на соответствие всем нормативам.
Параллельно с созданием корпуса будущей мишени или самолета на механическом участке вытачивают металлические детали будущих летательных аппаратов и пусковых катапульт.
«Мы в основном ориентируемся на силовые ведомства, разные модификации наших беспилотников находятся в работе у ФСБ, МВД, внутренних войск, министерства обороны, - говорит Владислав Карпиков. – Находясь в одном классе с израильскими аппаратами, наши беспилотные комплексы имеют более низкую стоимость – это одно из основных преимуществ». В руководстве компании сообщают, что минобороны уже присматривается к новому крупному беспилотнику компании «Элерон-10» с более функциональной камерой и высокой продолжительностью полета».
А пока рабочие создают оболочку будущих летательных аппаратов, в конструкторском отделе инженеры создают модели и собирают гиростабилизированную оптическую систему – «глаза» будущего самолета. Из-за появления новых модулей система постоянно модернизируется, происходит упрощение конструкции, увеличение технологичности. Процесс сборки оптической системы достаточно трудоемкий, в нем задействовано около 20 человек, начиная от станочников и формовщиков, заканчивая распайщиками и программистами.
В создании беспилотных комплексов, будь то воздушная мишень или беспилотный самолет, используются комплектующие части от 200-300 поставщиков. Производство всех стекловолоконных и металлических деталей происходит на заводе. Для воздушных мишеней конструкторами «Эникса» самостоятельно создан пульсирующий воздушно – реактивный двигатель, способный работать непрерывно в течение 100 часов полета.
Сборка бортов – это заключительный трехдневный этап сборки беспилотников, полный цикл производства аппарата занимает 3-4 недели. Партия из 10-15 самолетов или воздушных мишеней создается в течение 2-3 месяцев. При увеличении мощностей предприятия в день можно производить по два-три борта, пока же на конечной сборке самолетов и мишеней работают по 2 человека.
После заключительной сборки все летательные аппараты попадают в руки программистов для установки на них программного обеспечения и настройки. Только потом изделия поступают на летно-испытательную станцию, где происходят обязательные тестовые полеты.
Беспилотниками «Эникса» помимо силовых министерств и ведомств пользуются МЧС, экологи, нефтяники заказывают беспилотные комплексы для мониторинга своих нефтепроводов – так проще отслеживать их состояние, врезки, утечки, что гораздо дешевле использования вертолетов. Институт Арктики и Антарктики заказывает аппараты для применения в своих научных экспедициях, но основной упор в компании делают на заказы военных. «У нас много перспективных заявок, - говорит В.Карпиков. - Египет, Алжир, Марокко, Тунис – это уже состоявшиеся заявки, которые лежат в «Рособоронэкспорте, по ряду из них заключение договоров намечено на 2014 год».