Миллиарды против "пробок": Казань получила дорожный план на 15 лет
По сообщению начальника отдела транспортного моделирования ИТС петербургского НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры Станислава Володченко, для развития казанских дорог разработали 3 модели реализации комплексной схемы организации дорожного движения или сокращенно КСОДД – минимальную, рекомендуемую и максимальную. 18 ноября их все презентовали в Казанской Ратуше.
КСОДД - это главный документ, по которому столица будет развивать свою улично-дорожную сеть ближайшие 15 лет и ее разработка для Казани длилась более года и обошлась в 19,5 млн рублей.
С.Володченко добавил, что комплексные схемы действуют во многих крупных городах России, но за последние 5 лет Казань стала первым городом, которая задалась решением данного вопроса.
Минимальный вариант предполагает проведение локальных и наиболее рейтинговых мероприятий – оптимизацию режимов светофорного регулирования на 11 участках, реконструкцию 28 перекрестков, продолжение обустройства транспортных развязок, создание схемы приоритетного движения для общественного транспорта и формирование парковочного пространства. Средний и максимальный варианты включают в себя все мероприятия минимального варианта, дополнительно предусматривается развитие пешеходной и велосипедной инфраструктуры, развитие системы движения грузового транспорта.
По словам С.Володченко, КСОДД, в частности, предусматривает создание более 120 км велосипедных дорожек, обустройство которых, по их подсчетам, обойдется в 1,3 млрд рублей.
Приоритетными направлениями, по словам С.Володченко, в реализации КСОДД являются формирование Большого и Малого казанского кольца, реконструкция ряда магистралей в центре города, формирование дублеров наиболее загруженных из них, а также развитие улично-дорожной сети в Авиастроительном районе Казани. Должны появиться, согласно комплексной схеме, радиальные магистрали, которые свяжут центр через северные районы города с трассой М-7. Предлагается создать дорогу-дублер Горьковского шоссе и другие направления.
Кроме того, КСОДД дает рекомендации по развитию парковочного пространства: в 2015 году его запустили на 1250 машиномест, в будущем году их число увеличится до 1,9 тысяч. В городе появится 7 перехватывающих парковок на 3,4 тыс.машиномест. Сотрудники НИПИ разработали схему по передвижению грузового транспорта в дневное и ночное время, которая позволит снизить затраты на перемещение на 7-10% и на 15% разгрузить казанские дороги от крупногабаритов.
Петербургские ученые, по традиции, предложили создать условия для отказа от личных авто в пользу общественного транспорта. В частности, уже существующие трамвай и метрополитен разработчики КСОДД предложили дополнить скоростным трамваем, а также развивать линию подземки. В центре города, сообщил Станислав Володченко, разработчики комплексной схемы предложили ввести «добровольное ограничение скорости» до 30% км в час. Затем эту зону предлагается расширить в пределах Малого казанского кольца. Такая практика существует в некоторых городах мира, где развит пешеходный туризм, заявил С.Володченко. Такая мера, по его словам, обезопасит пешеходов, а также послужит сдерживающим фактором для поездок на авто в историческую часть города.
Первый «минимальный» вариант реализации комплексной схемы организации дорожного движения потребует финансирования в 176,4 млрд рублей, из них 2,7 миллиардов нужно вложить до 2020 года. Экономический эффект от реализации разработчики обещают подсчитали на уровне 353,7 миллиардов рублей. Средний вариант будет стоить городу 195,4 млрд рублей, за 5 лет нужно будет направить 19,3 миллиарда. Эффект – 419,5 млрд рублей. Наконец, максимальный вариант реализации КСОДД потребует затрат в 249,7 миллиардов рублей, в том числе 59,1 млрд рублей до 2020 года. Эффект питерские разработчики КСОДД подсчитали для этого варианта в объеме 563,3 млрд рублей.
«Однако стоит отметить,сколько ни вкладывали бы средств, какими большими не были бы задачи по строительству, развитию улично-дорожной сети, к сожалению, такой проект никогда не успеет за темпами роста автомобилизации. Поэтому нужно будет обращать внимание на изменение спроса и структуры поездок, оптимизацию транспортного поведения участников дорожного движения», - заявил представитель научного института.
Впрочем, по словам Станислава Володченко, если не принимать никаких мер, то к 2030 году Казань вообще встанет. В денежном эквиваленте убыток составит 51,4 млрд рублей. Уже сейчас в «часы пик» более 30% казанских дорог перегружены, так называемые «барьерные места» - в 2 раза больше нормы. Скорость там составляет около 20 км/ч. К 2030 году в Казани ожидается, что на 1000 жителей будет приходится около 400 автомобилей. Сейчас их насчитывается около 300 на тысячу горожан. С.Володченко заявил, что без каких-либо мероприятий уже через 5 лет казанские дороги будут загружены на 70%.
«А это уже явные заторовые ситуации. К 2030 году загрузка возрастет до 75%, а это уже системные заторовые ситуации. Средняя скорость движения уже после 2020 года выйдет за рамки комфортной и приблизится к 20 км /ч», - заявил Володченко.
К 2020 году прогнозируется серьезный рост загрузки на магистралях Авиастроительного района, Горьковском шоссе, прибрежной линии застройки вдоль Волги, а также на магистралях юга и юго-востока Казани, на пересечении с пр.Победы в районе «Солнечного города и так далее. Нагрузка на улично-дорожную сеть будет не только расти, но и смещаться из центра в периферийную часть.
Проект КСОДД власти Казани решили принять, это решение закрепит соответствующее постановление, которое поручили подготовить. Заведующий кафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест КГАСУ Александр Дембич высказал ряд замечаний. Так, по его словам, проект КСОДД нужно будет актуализировать каждые 6 лет. Это связано как с ежегодным изменением дорожной ситуации, так и с разработкой генерального плана города, который должен быть разработан к 2018 году. Его концепция должна быть готова, по словам Дембича, через 2-3 месяца.
По его словам, далеко не все транспортные узлы питерские ученые «заложили правильно с точки зрения развития улично-дорожной сети города и организации дорожного движения». Архитектор предложил обратить внимание на сеть дорог второго порядка. Разработчиков генплана, московский Институт Генплана, беспокоят именно эти дороги, посетовал он. Мало внимания, считает А.Дембич, уделили тому факту, что в городе должен появиться Вознесенский тракт, который соединит М-7 с Проспектом Победы и затем с центром.
«Я бы предложил заключить какое-то долгосрочное соглашение с разработчиками. После принятия нового генплана появится много аспектов, которые нужно будет серьезно править», - считает эксперт.
Мэр Казани Ильсур Метшин заявил, что по данным сервиса «Яндекс-пробки» дорожная ситуация является наиболее благополучной, по сравнению с другими городами-миллионниками РФ. Однако это не дает властям права «почивать на лаврах».
«Это тот документ, который ни в коем случае не будет пылиться на полках. Это для нас видение того, как мы будем развиваться в дальнейшем. Понятно, что нужны будут деньги, которых всегда не хватает. Но тем не менее, шаг за шагом, системно будем работать в этом направлении. Мы очень надеемся на помощь правительства нашей республики, президента РТ Рустама Минниханова», - заявил градоначальник.
Глава комитета по транспорту исполкома города Айдар Абдулхаков, отвечая на вопросы СМИ, заявил, что использоваться будут все предложенные питерскими учеными варианты комплексной схемы организации дорожного движения - в зависимости о того, сколько денег заложат в бюджете на эти цели. Заявку его ведомство начнет готовить 19 ноября 2015 года.
Напомним, что казанский исполком заказал разработчикам в общей сложности, 30 схем организации дорожного движения. С середины мая и в июне 2014 года специалисты петербургского ЗАО «Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры» обследовали потоки легкового и грузового и пассажирского транспорта, в том числе и транзита, парковочного пространства, концентрации ДТП. Они замерили шумовое и техническое загрязнение города, выбросы парникового газа. За работу исполком заплатил исследователям 19,5 млн рублей. Часть средств выделила ООН по программе снижения выбросов парниковых газов. Казань выиграла грант в размере 12 млн рублей.