Перейти к основному контенту
Удаленный год ,  
0 

Позитивные прогнозы: как COVID повлиял на рынок коммерческих закупок

COVID и отсутствие готовности к изменениям привели к снижению активности заказчиков и появлению отложенного спроса. Представители рынка коммерческих закупок РТ считают, что бизнес будет готов встретить повторный локдаун
Фото: ЭТП ONLINECONTRACT
Фото: ЭТП ONLINECONTRACT

По данным аналитиков компании «СКБ Контур», в первом полугодии 2020 года Татарстан занял третье место среди регионов, в которых упало количество закупок. Республику опережают Дагестан и Тульская область. При этом отмечается увеличение количества коммерческих торгов — их стало на 20 % больше.

Согласно федеральным исследованиям, по итогам 10 месяцев текущего года объем госзакупок по всем отраслям экономики снизился по количеству процедур на 29% и на 2% по объему НМЦ по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Всего на конец октября в госсекторе было опубликовано 1,7 млн закупок на сумму свыше 7,5 трлн рублей.

Из-за коронавируса в коммерческих и госзакупках произошли значительные изменения. Директор электронной торговой площадки ONLINECONTRACT, открывшейся в 2007 году и ставшей одной из первых в РТ, Александр Гуров, заявил, что на рынке коммерческих закупок наблюдается положительная динамика. По его словам, пандемия подтолкнула бизнес к переходу на ЭТП. В интервью он рассказал о тенденциях в развитии экономики республики и позитивном влиянии конкуренции.

— Как вы оцениваете последствия пандемии для рынка коммерческих закупок? Активность на рынке снизилась или наоборот выросла?

Пандемия стала серьезным испытанием для бизнеса. Огромное количество компаний не смогли адаптироваться к новым реалиям. Другие же доказали свою жизнеспособность в сложных экономических условиях. Для них коронавирус стал катализатором в сфере коммерческих закупок, который открыл новые перспективы.

Вынужденная оптимизация бизнеса, сокращение бюджетов – все это стало толчком к разумной экономии и как следствие, к поиску соответствующих инструментов и переходу на электронные торговые площадки.

Именно в сегменте корпоративных закупок это проявилось наиболее явно. Проникновение на российский рынок электронных услуг усиливается. Они стали органичным элементом цифровой трансформации. В эту сторону идут банковские структуры, агрохолдинги, производители продуктов питания, транспортные компании, легкая промышленность.

Карантинные меры только ускорили этот процесс и именно в этот период многие компании стали переводить свои закупки в электронную форму. Вместе с этим, и поставщики также стали искать новые инструменты для сохранения и увеличения объемов продаж и стали активнее использовать онлайн-сервисы – электронные площадки, магазины малых закупок, маркетплейсы.

— Пандемия внесла значительные коррективы в экономические процессы?

Можно сказать, что мы являемся неким зеркалом и пульсом экономики. Соответственно, по количеству закупок на ЭТП мы и можем оценивать состояние экономики. Анализируя сейчас рынок на предмет предбанкротных состояний, можно сказать, что на порядок увеличилось количество компаний, которые чувствуют себя сейчас не самым лучшим образом.

— Количество торгово-закупочных процедур снизились?

Мы почувствовали это в марте-апреле, а потом ситуация начала выправляться. Здесь два фактора сыграли свою роль. Во-первых, естественно, пандемия и связанные с ней ограничения. Во-вторых, начало валютной лихорадки. Рубль начал падать, курсы валют взлетели. Те объемы закупок, которые номинировались к валюте, попали в некую зону неопределенности. Было непонятно, кто возьмет на себя эти валютные риски. Поставщики ждали момента, когда все «устаканится». И сложившаяся ситуация привела к тому, что снизилась активность заказчиков и участников. Но вскоре после окончания карантина отложенный спрос начал возобновляться.

По итогам 2019 года в рейтинге оценки качества услуг операторов «РАЭКС-Аналитика», ЭТП ONLINECONTRACT занимает 9 место в общероссийском рейтинге электронных торговых площадок, поднявшись на 3 пункта по сравнению с 2018 годом.

— А как себя сейчас чувствуют заказчики и поставщики? Какие последствия они ощущают?

Мы столкнулись с парадоксальной ситуацией. В целом, экономическая ситуация сложная. Мы понимаем, что крупные организации столкнулись с проблемой оптимизации бюджетов, более эффективного их использования и если раньше денег, грубо говоря, хватало, то сейчас уже нет. Если говорить о заказчиках, раньше они не обращали внимания на нюансы закупочного процесса, то сейчас стали вынуждены это делать. Очень часто эти размышления приводили их на электронные торговые площадки, как эффективный инструмент организации закупок.

Кроме того, если раньше электронные торговые площадки воспринимались как что-то сложное и приближенное к государственным и муниципальным закупкам, то сейчас поставщики, в поисках новых каналов сбыта с большей охотой присматриваются к ЭТП как к полноценному и эффективному в нынешних условиях каналу продаж. Они разбираются, вникают и находят здесь для себя новые возможности, которых не видели раньше.

Просто было не до этого, работали привычные каналы. С одной стороны, это вынужденная мера, с другой – немало поставщиков освоили за это время для себя новый эффективный канал продаж, который будет работать и дальше. Пандемия закончится, возможность и навыки останутся.

— Сейчас снова идет рост заболевания коронавирусом. Мы видим, что цифры ежедневно увеличиваются. Что будет с рынком в том случае, если повторится мартовская ситуация?

В марте был шок для всех, ведь никто не ожидал такого, но сейчас мы это перешагнули и при повторении будем во всеоружии. Переход на «удаленку» реален для нас, но экономика в основной своей массе не может работать в удаленном формате.

— А как на рынке сказался переход на удаленный формат работы?

Если смотреть на нашем примере, то мы работаем в интернете, поэтому было не так сложно. Наша компания достаточно быстро перешла на удаленный формат работы. Даже клиенты не почувствовали этого. Для кого-то этот переход оказался страшной вещью. Например, рестораны понесли колоссальные потери. Им необходимо было перестроиться на доставку. Экономика упала, все начали искать новые возможности, те, кто раньше на доставку не работал, был вынужден начать. И что мы видим? Вроде всем тяжело, но конкуренция в секторе начала усиливаться быстрыми темпами. В сфере b2b такая же история – где-то убывает, а где- то прибывает.

— Планируются ли в 2021 году какие-то изменения в вашей работе – модернизация площадки, внедрение новых инструментов?

Процесс улучшения заложенных алгоритмов постоянен. Экономическая среда подвижная, внешних факторов много. Наша торговая площадка работает уже 14 лет и сказать, что где-то остановились в развитии нельзя. Если внешне это не заметно, то под капотом идут постоянные изменения и доработки. Достаточно много источников, откуда поступает информация о том, что те или иные алгоритмы можно улучшить. Это наши сотрудники, клиенты, работа других площадок, в том числе из государственного сектора. Мы работаем над внедрением новых инструментов, развитием инфраструктуры системы, адаптацией площадки под задачи клиентов.

— Мы уже отметили положительные стороны пандемии для сферы коммерческих закупок, например, стремительное развитие и улучшение. Может быть, COVID-19 и переход в онлайн еще каким-то образом подтолкнули к изменениям?

Однозначно, да. Если раньше все встречи с крупным бизнесом происходили исключительно очно, то сейчас стало проще. Раньше презентация по телефону значительно «проигрывала» личной встрече, а сделать видеоконференцию было чем-то из разряда небывалого. Мы были вынуждены совершать колоссальное количество командировок и передвижений. Сейчас любой бизнес открыт к проведению встреч в формате онлайн.

— Какие сегменты межкорпоративного электронного рынка в 2020 году развивались активнее остальных?

Выделить активно развивающиеся сегменты сложно. Но можно отметить, что такая отрасль, как аграрная, тоже включается в процесс перевода закупок в онлайн. Благодаря тому, что рынок зрелый, у них это происходит достаточно быстро. Можно отметить значительный рост закупок всего, что касается защиты от инфекций – средства индивидуальной защиты, дезинфицирующие средства, медицинские осмотры и так далее. Средний и малый бизнес заинтересовался применением электронных закупок для своих нужд.

— Помимо пандемии, какие факторы тормозят развитие электронного рынка сейчас?

Ситуация для развития рынка коммерческих закупок, в целом, благоприятная. Процесс цифровизации идет активно – мы видим интерес со стороны заказчиков, а большинство поставщиков привыкло получать заказы через электронные торги.

Но есть факторы, которые влияют на снижение скорости и эффективности развития электронного рынка. Это неоднозначная экономическая ситуация в стране. Количество новых промышленных предприятий очень незначительное, доля импорта и доля госкорпораций высока.

Экономика находится в нестабильном состоянии и, естественно, это распространяется на все сферы деятельности, в том числе и на деятельность электронных торговых площадок. С другой стороны, эта ситуация стимулирует предприятия снижать издержки.

— Вы привыкли работать в онлайн формате, а насколько сложно это для тех, кто только начал?

У любого предприятия, функционирующего не первый год, уже есть сложившиеся и отлаженные бизнес-процессы. Соответственно, их эффективность подтверждена годами. Они работают «по накатанной». Осуществление закупок через торговые площадки для них можно назвать изменением сложившихся процессов и привычек, а привычки людей очень тяжело менять. Должен быть экономический стимул. В данном случае ухудшение экономической составляющей выступило катализатором, который является стимулом для пересмотра существующих и сложившихся бизнес процессов. Но они сами по себе являются сдерживающим фактором для развития нашего рынка.

— Какие законодательные пробелы в сфере вы можете выделить? По Вашему мнению, что нужно урегулировать?

В коммерческом секторе все регулирует рынок и конкуренция. В государственных торгах, несмотря на постоянное ужесточение регулирования, растет количество процедур с единственным участником. Это говорит том, что конкуренция в госзакупах исчезает. Это печально. Также идет увеличение степени регламентации закупок по ФЗ-223 («О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»), их приближение к требованиям 44-ФЗ («О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Это, безусловно, тоже будет влиять на рынок.

— Какие потенциальные направления развития площадки в сегменте межкорпоративной электронной торговли вы можете выделить?

Одно из ключевых направлений развития сервисов электронных торговых площадок в настоящее время — создание электронных магазинов для малых закупок. Мы также развиваем аналогичные сервисы на нашей площадке, давая возможность коммерческим заказчикам переводить в электронную форму свои малые закупки. Не теряют актуальности автоматизированные и интеграционные процессы при совершении закупочных процедур.

Говоря про корпоративные закупки, все наши направления работают в области b2b. Здесь двигает экономический стимул и заставляет крупный бизнес делать свои конкурентные закупки публичными. За счет увеличения конкуренции среди потенциальных поставщиков, мы получаем снижение цены, а малый и средний бизнес получает доступ к заказам крупного бизнеса. До сих пор наблюдается рост рынка, может быть, потому что мы пока не самую высокую долю занимаем во всех корпоративных закупках в области РФ. Тем не менее, наблюдаем рост и видим, куда развиваться в этой сфере.

СберПро Исследование

Самые востребованные цифровые профессии
в России сегодня

СберПро Интересное

Трудности найма.
Как подбирают 
и удерживают производственный персонал

СберПро АПК

Как российские производители ищут путь к сердцу потребителя

СберПро Промышленность

Тренды производства 
и торговли минеральными удобрениями

СберПро Интересное

Технологии рекламы. Как за два года изменились цифровые коммуникации

СберПро Бизнес

На стороне бизнеса: дискуссионный проект о трендах и стратегиях развития в новой реальности

СберПро Промышленность

Живой организм. 
Кто и зачем развивает биотехнологии 
в России

СберПро Интересное

Четыре кита цифровизации. 
На что делают ставку компании-лидеры

СберПро Интересное

Фактор успеха. 
От чего зависят результаты цифровой трансформации

СберПро Главное

Кейсы лидеров бизнеса. Мнение ведущих экспертов. Актуальные тренды 
в отраслях экономики

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 16 июля
EUR ЦБ: 95,78 (+0,03)
Инвестиции, 17:49
Курс доллара на 16 июля
USD ЦБ: 87,81 (+0,07)
Инвестиции, 17:49
Все новости Татарстан
Байден после просьбы Трампа усилил охрану Кеннеди-младшего Политика, 23:55
Умер композитор Сергей Рудницкий Общество, 23:50
Машинам из Белоруссии запретят въезд в Латвию с 16 июля Политика, 23:47
Чем известен кандидат Трампа в вице-президенты и что он думает про Россию Политика, 23:33
Bloomberg узнал о планах Британии против российского «теневого флота» Политика, 23:30
NYP узнала, что покушавшийся на Трампа был «комично плох в стрельбе» Политика, 23:20
Под Волгоградом участник военной операции открыл стрельбу по детям Общество, 23:15
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
В США назвали имя найденного мертвым в Киеве военного атташе Политика, 22:50
Постпред заявил о планах Запада обвинить Россию в применении химоружия Политика, 22:35
Почему драгметаллы остаются популярной формой сохранения сбережений РБК и Сбер, 22:30
Трампа выдвинули кандидатом в президенты США от Республиканской партии⁠ Политика, 22:29
Трамп выбрал критикующего помощь Украине сенатора своим вице-президентом Политика, 22:14
Кадыров попросил вместо памятника ему построить социальный объект Общество, 22:07
Чемпиону UFC предъявили обвинение в нападении на допинг-офицера Спорт, 21:58