Перейти к основному контенту
Удаленный год ,  
0 

IT-переворот: бизнес вкладывается в цифру и превращается в экосистемы

В ближайшие годы российским компаниям потребуется трансформация бизнес-моделей, которая наряду с национальным затронет и региональный уровень. От системности цифровизации будет зависеть место региона в глобальном разделении труда
IT-переворот: бизнес вкладывается в цифру и превращается в экосистемы

Республика Татарстан тоже оказалась в центре трансформаций: пандемия придала существенный импульс цифровизации бизнеса и предприятий в регионе. О том, какие изменения в бизнесе и IT-отрасли, в частности, уже произошли, а какие еще предстоит увидеть, рассказал Сергей Соловьев, директор компании ICL Services, специализирующейся на аутсорсинге ИТ-услуг.

Тренды будущего

— Цифровизация бизнеса станет трендом на ближайшие годы. Есть ли предел, после которого бизнес будет больше терять, чем получать?

Считаю, что тренд цифровизации окажется долгосрочным. В России процесс будет длиться порядка 10-15 лет, поскольку он предполагает не столько внедрение цифровых инструментов и автоматизацию, сколько изменение бизнес-моделей, сознания и устоявшихся практик работы.

Чем глубже будет сама цифровая трансформация, тем быстрее будут расти затраты на нее. Не считаю, что в этой точке бизнес начнет больше терять, чем получать, но доля добавленной стоимости (получаемой ценности) от цифровизации к рублю затрат будет постепенно сокращаться. Убежден, что те компании, которые в стремлении сократить свои издержки не встанут на путь цифровизации, в итоге не получат конкурентные преимущества на рынке и, безусловно, потеряют долю рынка.

— Крупные компании для повышения лояльности клиентов стали трансформироваться в самостоятельные экосистемы (за счет комплексных предложений разных продуктов, иногда из разных сфер). Эта тенденция приведет к усилению конкуренции на рынке? Или, напротив, приведет, к расширению партнерских связей?

Это следствие разделения сфер влияния на рынке между основными игроками. Лидеры и крупнейшие игроки стремятся создавать свои экосистемы, поскольку в дальнейшем основная конкуренция будет протекать по этой линии. В России уже есть ярко выраженные участники, которые на действующем этапе создают свои экосистемы: «Яндекс», «Сбербанк», Mail.ru Group, Ozon.

В перспективе наиболее успешные экосистемы будут интегрировать бизнесы, которые им потенциально интересны. Для маленьких, поддерживающих компаний, – это возможность остаться в бизнесе, обеспечить доступ к современным технологиям, клиентской базе крупной экосистемы и модернизироваться.

У тех, кого экосистема отторгла, перспективы развития в бизнесе резко уменьшатся.

— Поговорим о рынке B2C. Формирование нового потребительского спроса со стороны миллениалов и зумеров уже повлекли изменение на рынке: рост e-commerce, популярность маркетплейсов, стримингов, суперприложений и прочее. Какие еще изменения произойдут в бизнес-моделях в ответ на изменения в спросе?

Помимо перечисленных тенденций можно подчеркнуть установку молодежи на осознанное потребление. В связи с этим процесс приобретения товаров и услуг становится более рациональным. Акцент делается на качество, а также на удобство приобретения товара и логистической цепочки.

Внимание миллениалов и зумеров по-прежнему сложно удерживать. Они не склонны к длительной концентрации. Поэтому популярностью будет пользоваться продукция, продвигаемая в духе актуальных трендов. Многое будет зависеть от маркетинговой активности компаний.

При этом молодежь становится все менее зависимой от брендов и предпочитает уникальные, концептуальные продукты без оглядки на лейблы. Маленькие мануфактуры и фирмы начинают набирать обороты, а корпорации в силу громоздкости порой становятся неповоротливыми.

Это важно понимать не только тем, кто работает на рынке B2C. В ближайшее время на первый план выйдут те компании, которые смогут динамично и гибко реагировать на изменения спроса. Компании, которые работают на рынке B2В, уже осознали важность аналитики спроса конечных потребителей. Это привело к рождению новой модели В2МЕ, когда услуги перестают носить массовый характер и адаптируются под индивидуальный запрос заказчика. Применение IT-решений позволяет фиксировать и анализировать изменение спроса, а также изменять процесс производства и доставки конечного продукта, ориентируясь на запрос заказчика. Поэтому уже сейчас важно анализировать потребителя, который завтра выйдет на рынок: изучать его привычки, ценности, модели поведения.

— Ряд аналитиков и школ говорят о приходе gig-экономики (экономика краткосрочных контрактов и фрилансеров). Вы считаете этот тренд долгосрочным? Насколько он распространен и приемлем для российского рынка?

IT-отрасль стала одним из трендсеттеров. IT-специалистам не обязательно ходить в офис каждый день: они могут быть заняты параллельно на нескольких проектах. Сейчас мы наблюдаем повышенный спрос на такой формат в сфере логистики и торговли.

Фриланс удобен для студентов и тех, кто хочет получить дополнительный доход, но он не всем подходит. К тому же сейчас рынок труда трансформируется. Удаленная работа позволяет регулировать свои временные затраты, и личная эффективность выходит на первый план. Помимо всего прочего gig-экономика лишает сотрудника возможности почувствовать себя частью корпоративной культуры и не обеспечивает его расширенным соцпакетом.

Но, глядя на опыт развитых стран, я не исключаю, что и на российском рынке отношение будет меняться, и данный тренд станет устойчивым и долгосрочным. Наибольшую выгоду в этом тренде получат высококвалифицированные специалисты в достаточно узких областях знаний и технологий. Они кардинальным образом смогу расширить свою целевую аудиторию потребителей и использовать свои компетенции максимально интенсивно.

— Зарождается новая форма потребления, которая предполагает максимально индивидуализированные сервисы. В ответ на спрос компании стараются кастомизировать продукт под конкретный запрос клиента. Какие инструменты вы считаете наиболее эффективными при работе с клиентом сейчас? Во всех ли отраслях возможен персонифицированный подход?

Я, по-прежнему, считаю, что нужно идти от боли заказчика. Это особенно важно, работая в сфере услуг. Так, к примеру, наша компания ICL Services, специализирующаяся на аутсорсинге IT-услуг, понимает, что потенциальный заказчик пережил короновирус с потерями и нуждается в оптимизации ресурсов. Мы будем предлагать сервисы и решения, позволяющие сократить расходы и повысить уровень автоматизации (RPA-решения, консалтинговые услуги, Сервис Деск и другие). Если же речь идет об отрасли, получившей в пандемию импульс к дальнейшему развитию (к примеру, e-commerce, логистика, дистанционное обучение, телемедицина), то мы предложим как традиционные IT-сервисы, позволяющие обеспечить бесперебойность бизнеса, так и услуги, позволяющие масштабировать бизнес: миграция в облака, трансформация бизнес-приложений, модернизация IT-инфраструктуры и другие.

IT-отрасль в пандемию

— Какие тренды в IT-сфере появились в 2020 году? Какой вектор развития будет в ближайшие годы?

Думаю, все тренды, которые сейчас активно развиваются, в следующем году продолжат повышать свою зрелость. Среди них: машинное обучение, IоT, аналитика больших данных, ИИ, средства коллективной работы, особенно с использованием видеосвязи. Возможно, к ним добавятся квантовые вычисления. Сейчас квантовые технологии выглядят весьма экзотично, но, думаю, произойдет расширение зоны их применения.

— Вы сотрудничаете с крупными зарубежными партнерами. Как пандемия повлияла на работу с ними? Какие сложности возникали?

В результате пандемии мы изменили процессы работы с зарубежными партнерами: все коммуникации перешли в онлайн. Это новая нормальность. Мы привыкаем работать в таких условиях. На текущих контрактах изменения не сказались: уровень сервиса остался прежним, где-то даже был выше. Но в глобальном масштабе, в части расширения бизнеса, формирования новых контактов, привлечения клиентов, мы предполагаем возможным отложенный негативный эффект.

— Как оцените внедрение цифровизации на предприятиях республики? Ускорила ли пандемия данный процесс?

В общемировом масштабе степень адаптации к пандемии сильно разнилась от отрасли к отрасли. Есть «передовики», которые не побоялись изменений, и до того, как мы все ощутили последствия коронавируса, перестроили свои процессы. Речь идет, прежде всего, о банкинге и телекоме, где качество услуг напрямую не связано с работой персонала из офиса. Компаниям, завязанным на присутствии сотрудников, конечно же, приходится значительно сложнее. Среди наиболее пострадавших отраслей – транспорт и туризм. Но в целом можно говорить, что бизнес адаптировался к изменениям, онлайн-работе и успешно решает свои текущие задачи.

Татарстан не мог остаться в стороне от процесса цифровой трансформации, и пандемия стала триггером к ускорению. Этот год заставил бизнес и предприятия республики обратить внимание на возможности цифровизации в разных аспектах деятельности, даже в ее самых консервативных направлениях (как, например, образование). При этом ситуация неоднозначная. С одной стороны, обстоятельства требуют ускоренной цифровизации, с другой – экономические условия ухудшились, не у всех хватает средств на нововведения. Показателем проникновения цифровизации является и то, что в этом году широко распространились некоторые неологизмы, как, к примеру, «позумиться».

— Привела ли пандемия к росту спроса на аутсорс-услуги в сфере IT? С какими проблемами чаще всего сталкивался бизнес РТ?

Я не наблюдал роста спроса на аутсорсинг из-за пандемии. Но в этом году мы начали переговоры с представителями государственных органов в лице Центра информационных технологий РТ, минсвязи о предоставлении услуги Device as a Service (устройство как услуга), предполагающее развертывание и обслуживания унифицированных рабочих мест. В этом случае заказчик передает на аутсорс профессиональному провайдеру функцию поддержания рабочих мест и необходимой инфраструктуры. Считаю, это хорошим знаком, но уверен, что не пандемия стала основной причиной возникновения этого тренда. Скорее пришло понимание позитивных эффектов цифровизации в части реализации государственных задач.

Однако пока взаимодействие с государственными органами осложняется действующей там моделью бюджетирования, когда контракты заключаются на год. Оптимизация бюджетной модели могла бы способствовать заключению долговременных договоров.

— Как оцените обеспеченность республики IT-специалистами?

Спрос на IT-специалистов в республике сейчас во многом превышает предложение. Дело осложняется переходом к массовой удаленной работе и последующим внесением изменений в трудовое законодательство.

Сегодня хорошие IT-специалисты имеют возможность, физически оставаясь на территории республики, работать над зарубежными проектами либо трудоустраиваться в компании, размещенные в других российских регионах. В результате возникает ситуация, когда человеческий капитал перемещается в сторону развития экономического потенциала и расширения налоговой базы других территорий. Таким образом, удаленная работа расширяет возможности для сотрудников, с одной стороны, но ставит новые задачи перед работодателями и региональной властью, с другой.

Татарстан уделяет большое внимание выращиванию IT-экспертов в регионе. Есть много специализированных вузов, включая Иннополис. Мы в ICL Services нанимаем молодых специалистов, которые повышают свою зрелость у нас, часть остается надолго, часть продолжает искать себя. Но ситуация с состоявшимися профессионалами – сложнее. И проблема часто решается наймом специалистов из других регионов. Думаю, что в республике нужно продолжать создавать хорошие, льготные условия для IT-бизнеса, чтобы продолжать конкуренцию за трудовой капитал, удерживать специалистов и получать адекватную отдачу в виде налоговых поступлений и удержания интеллектуальной культуры в республике.

Конкуренция является двигателем развития, но главное, чтобы кадровый голод не привел к переоцененности и падению профессионального уровня молодых специалистов.

— Что для вас важнее видеть в специалисте - узкоспециализированные практические навыки или системное мышление? Какие навыки сегодня необходимы?

Все зависит от позиции, на которую претендует соискатель. Если она в менеджерском грейде, предполагает принятие стратегических решений и аналитическую деятельность, то, в первую очередь, будет важно системное мышление, позволяющее сканировать взаимосвязи, принимать решения, базируясь на цельном видении объекта.

Если речь идет об узком специалисте, то, безусловно, будут учитываться хард-скиллы. Но в последнее время спросом пользуются мультискилловые кандидаты, которые обладают навыками в двух и более сферах. Приведу пример из IT-бизнеса: зачастую компаниям нужны не просто инженеры, а инженеры с компетенциями в маркетинге.

Не меньшую роль играют софт-скиллы. Массовая удаленная работа подчеркнула важность таких навыков, как самоконтроль, самомотивация, тайм-менеджмент, умение учиться и переобучаться, эмоциональный интеллект. Важными в работе в проектных командах являются коммуникативные навыки.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Все новости Татарстан
КНДР испытала новую зенитную ракету Политика, 02:00
США ввели санкции против МЗКТ и трех китайских фирм Политика, 01:46
Два человека погибли при атаке дронов на белгородское село Пороз Политика, 01:39
Власти Украины сообщили о повреждениях в порту Южный под Одессой Политика, 01:31
МВД назвало причины задержания латвийского рэпера Платины в Томске Общество, 01:11
Украинские военные назвали два тяжелых для ВСУ места боев Политика, 01:05
Дрон взорвался возле электроподстанции в Калужской области Политика, 00:52
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
Дрон атаковал село Истобное в Белгородской области Политика, 00:36
Белый дом выразил готовность немедленно возобновить поставки оружия Киеву Политика, 00:26
Американца осудили за помощь в обходе санкций против украинского олигарха Общество, 00:08
ПВО уничтожила пять беспилотников над Курской областью Политика, 00:06
Русское звено и «волшебный сезон». Как россияне переписали историю НХЛ Спорт, 00:00
Аэропорт Владикавказа закрыли на полчаса из-за ямы после удара молнии Общество, 19 апр, 23:56
МВД Эстонии призвало православные приходы выйти из подчинения Москвы Общество, 19 апр, 23:52