eSIM откройся: развитию новой технологии препятствуют госограничения
О технологии eSIM операторы сотовой связи говорят уже более двух лет. Tele2 стала первой в России, кто предложил своим клиентам возможность тестирования услуг новой технологии в рамках пилотного проекта в мае 2019 года. Несмотря на увеличивающийся интерес к данной услуге среди абонентов оператора, она до сих пор предоставляется в рамках пилотного проекта. Пользователей сдерживают как стоимость поддерживающих технологию смартфонов, так и государственные ограничения, сохраняющие необходимость очной верификации личности.
Технология, доступная не всем
По словам директора Казанского отделения ПАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн») Анвара Шахмаева, среди проданных смартфонов абсолютное большинство составляют девайсы, дороже 45 тысяч рублей. На их долю приходится порядка 85% продаж.
«Количество смартфонов с поддержкой eSIM, которые приобретались в нашей розничной сети, в 2020 году значительно выросло. В топ-3 моделей с поддержкой eSIM вошли Apple iPhone 11 128GB и 64GB, Apple iPhone 12 Pro Max 128GB. При этом популярными продолжают оставаться модели с технологией eSIM, стоимостью до 30 тысяч рублей. В данном ценовом диапазоне за 2020 год покупатели приобрели в 2,5 раза больше смартфонов, чем годом ранее», – рассказал Шахмаев.
eSIM — это чип, встроенный в планшет, смартфон или «умные» часы на этапе производства и заменяющий обычную сим-карту. Пользователь может дистанционно загрузить на него настройки конкретного оператора связи и таким образом подключиться к услугам. Технология eSIM доступна на моделях iPhone XS, iPhone XS Max и iPhone XR, в смартфонах Samsung, Huawei и Honor, часах Apple и других устройствах.
В пресс-службе компании «Мегафон» сообщили, что минимальная стоимость смартфона с поддержкой eSIM в собственной розничной сети составляет 47 тыс. руб. Это, как считает оператор, показывает ярко выраженную сегментированность пользователей, интересующихся новой технологией.
Генеральный директор Tele2 Россия Сергей Эмдин в беседе с РБК Татарстан выразил надежду на повышение доступности услуги и поддержку ее бюджетными версиями устройств уже в ближайшем будущем.
«На сегодняшний день eSIM поддерживают только дорогие смартфоны. Но новая технология на начальном этапе всегда бывает дорогой, а затем в течение нескольких лет копируется в более доступные модели. Я думаю, что через пару лет eSIM станет базовой технологией подключения новых клиентов», – сказал Эмдин.
Дело не только в цене
Вторым фактором, замедляющим развитие eSIM в России, по мнению игроков рынка телеком-услуг, является законодательное регулирование, связанное с обязательной идентификацией личности. На сегодняшний день сделать это можно только, посетив офис сотового оператора, либо при помощи портала Госуслуги, если пользователь подтвердил свою личность ранее. Личное присутствие для получения eSIM фактически искажает смысл услуги – ведь преимущество ее именно в удаленном подключении к сервисам связи без визита в офис и контакта с людьми, отмечает бизнес.
Требования госорганов привели к тому, что массовое внедрение этой технологии затянулось, считает гендиректор Tele2 Россия Сергей Эмдин. «В этом году мы надеемся на внедрение eSIM с удаленной идентификацией через систему государственной регистрации ЕБС. Эта система уже работает, но там не так много профилей граждан. Для ее применения нужно увеличивать количество пользователей до нескольких десятков миллионов. Портал «Госуслуги» в этом плане подходит больше, здесь уже порядка 70-80 млн наших граждан, то есть более 50% населения. У нас есть технология, апробированная на пилотных проектах, есть государственная технология регистрации. Совместив их, мы сможем навсегда уйти от пластиковых SIM-карт», - считает Эмдин.
В компании Tele2 рассказали, что у существующих абонентов есть упрощенный вариант получения eSIM: через личный кабинет с привязкой к лицевому счету. Но он предполагает подключение другого номера телефона, а сам QR-код для доступа к услугам связи доставляется курьером, то есть контакт с сотрудником компании все равно состоится.
Клиенты Билайн в Казани в рамках пилотного проекта могут подключить виртуальную sim-карту через мобильное приложение. «Достаточно установить приложение на смартфон, поддерживающий эту технологию, выбрать тариф и номер, подтвердить личность с помощью портала Госуслуги, и загрузить профиль eSIM в смартфон. Виртуальная sim-карта загружается в смартфон так же легко, как обычное приложение», – рассказал директор Казанского отделения Билайн Анвар Шахмаев.
Билайн также увеличили количество магазинов, где можно подключить eSIM, к которым добавилась сеть по продаже техники Apple re:Store, с которой также сотрудничает и Tele2. Здесь абонентам потребуются паспорт и смартфон.
Неастрономический рост
В пресс-службе Мегафона сообщили о запуске пилотного проекта eSIM в июле прошлого года, сейчас компания тестирует возможности технологии, и изучает клиентский опыт. «На сегодняшний день eSim не является драйвером роста продаж смартфонов, однако с глубоким проникновением технологии интерес абонентов к услуге и устройствам с поддержкой eSIM будет только расти», – считают в компании.
В Tele2 среди пилотных регионов Приволжья наибольший спрос на eSIM зафиксирован в Татарстане, в регионах «второй волны» лидером оказалась Удмуртия. Здесь клиенты приобрели в 2 раза больше eSIM, чем в Кировской, Ульяновской или Самарской областях. По данным пресс-службы Tele2, в Татарстане доля eSIM составляет 44,5% от общего объема подключений виртуальных SIM-карт в Приволжье, в Нижнем Новгороде – 32%, в Ижевске – 7%. «Несмотря на то, что проект eSIM продолжает работать как «пилотный», компания видит серьезные перспективы его развития в сегментах В2С, В2В, В2G и М2М/IoT», - пояснили в пресс-службе компании.
Билайн подключает абонентов к eSIM с июля 2020 года, в компании ожидают, что в этом году услугой воспользуется еще больше абонентов из-за сокращения временных затрат на подключение. «Если раньше при онлайн-заказе, заполнив все данные, клиент переходил к ожиданию пластиковой SIM-карты от курьера, то, пройдя похожую процедуру, он уже может пользоваться услугами связи. Время, которое клиент тратит между решением подключиться к сети и началом использования услуг, сократится в 5-10 раз», – сказал директора Казанского отделения Билайн Анвар Шахмаев.