Финансовое импортозамещение: в РТ ищут замену зарубежным инвесторам
Инвестиции из регионов
Как рассказал сегодня на пресс-конференции по итогам года президент РТ Рустам Минниханов, за 9 месяцев прямые иностранные инвестиции в республику сократились на 24-25%. «Инвестиции – это не деньги в долг. Инвестиции – это новые рабочие места, новое производство. У нас две ОЭЗ, порядка 100 площадок, крупные индустриальные площадки. И любой инвестор приходит с каким-то производством. Конечно, в условиях закрытых границ и ограничений появились сложности», — сказал Минниханов.
По словам главы республики, в текущих условиях Татарстан начал работу по привлечению инвесторов из других субъектов. «Мы фиксирует рост в 13% по привлечению инвестиций из других регионов России»,— сказал Минниханов.
Он подчеркнул, основные инвестиции Татарстана — это крупные предприятия республики. «Это ГК «Татнефть», ГК «Таиф», энергетики. Наверное, мы упадем по инвестициям в основной капитал, но около 600 млрд рублей в основной капитал сохраним. Это очень большая цифра», — сказал президент РТ.
Как сообщила 9 декабря глава Агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина, за 9 месяцев 2020 года объем частных инвестиций в экономику РТ составил 336,5 млрд рублей. 65% от общего объема инвестиционных вложений частного характера – это реинвестиции. Наиболее активными иностранными инвесторами стали Германия, Нидерланды, Турция и Финляндия.
Налог для нефтянки
Рустам Минниханов обратил внимание, что также Татарстан продолжает терять инвестиционные возможности из-за налога на дополнительный доход в нефтяной сфере.
«Налог на дополнительный доход (НДД) — это новая форма. Все решения приняли очень быстро. А нефтяная отрасль разная. Есть новые, свежие месторождения с большими запасами. А есть месторождения, которые эксплуатируются по 50 лет. Единой системы налогообложения для них быть не может», — сказал Минниханов.
С 1 января 2021 года отменяются: пониженная ставка экспортной пошлины на сверхвязкую нефть (сейчас она составляет 10% от полной ставки); льгота по экспортной пошлине для нефти, добытой на 15 месторождениях с особыми физико-техническими характеристиками; пониженная ставка НДПИ для месторождений углеводородного сырья с выработанностью более 80%; льгота по НДПИ для сверхвязкой нефти. Перестает действовать пониженная ставка НДПИ (30% от полной) для компаний, ведущих поиск и разведку месторождений за свой счет.
Он подчеркнул, что налог, в первую очередь, адаптирован на новые месторождения для разработок. Однако в республике на данный момент идет добыча старых залежей нефти за счет новых технологий.
«Мы в диалоге с нашими федеральными коллегами. Конечно, те решения, которые были приняты, мы не одобряем. История покажет, что они ошибочные. Да, систему надо было адаптировать и реформировать, но не в той форме, которая принята сегодня. Она не совсем правильная», — сказал глава республики.
Минниханов отметил, что нефтяники в Татарстане будут использовать подходящую форму НДД либо попробуют другие варианты.
«Конечно, мы теряем доходы. Самое главное — нефтяная промышленность теряет инвестиционные возможности. Но мы будем работать и находить общие интересы. Углеводороды — это достояние нашей страны, и любая, даже маленькая компания платит налоги на уровне крупных заводов. Поэтому в любом случае мы донесем до наших федеральных коллег, что требуется аккуратная и выверенная система. Один шаблон на все месторождения не подходит», — сказал Минниханов.
Поддержка МСП и уход в онлайн
Президент РТ высказал о необходимости поддержки сектора МСП. При этом, по его словам, не все формы малого бизнеса серьезно пострадали. «У нас более 150 тыс. субъектов малого бизнеса. В этой сфере задействованы 530 тыс. человек. Количество закрывшихся компаний в республике превышает 2%, хотя по стране эта цифра значительно больше. Есть нормально работающие отрасли. Но мы видим, например, что из-за санитарных требований в сложной ситуации находятся туризм, гостеприимство, все, что связано с общепитом», — сказал Минниханов.
Он подчеркнул, что власть находится в постоянном диалоге с бизнесом. «Будем внимательно следить, какие меры поддержки нужны пострадавшим отраслям. В частности, активно развивается новая форма продвижения товара — электронная торговля. В республике появились крупные федеральные игроки и электронная торговая система», — сказал Минниханов.
Президент отметил, что пандемия оказалась импульсом для данной сферы. «Такого роста сегмента электронной торговли не было бы без коронавируса. Думаю, что в ближайшие 5 лет основная часть торговли по определенным категориям перейдет в онлайн. Эта система уже запущена. Предпринимателям нужно научится в ней работать, понимать, как попасть на онлайн-площадки с учетом потребительских свойств продукта. Надо помогать нашему малому и среднему бизнесу с этим», — сказал Минниханов.
По его словам, с появлением электронных площадок любой предприниматель может продвигать свой товар как внутри страны, так и за ее пределами.
4 декабря бизнес-омбудсмен РТ Фарид Абдулганиев сообщал, что к концу 2020 года на долю e-commers приходится 3% в обороте розничной торговли региона. На электронных площадках предлагают товары более 3,5 тыс. татарстанских поставщиков.
По итогам 9 месяцев 2020 года выручка татарстанских компаний от онлайн-торговли достигла 3,5 млрд руб. В частности, на Wildberries 517 компаний из Татарстана реализовали продукции на 828 млн рублей, что в 2,5 раза превышает результаты всего 2019 года (385 млн рублей). На Ozon торгуют порядка 400 татарстанских компаний, что в 14 раз больше, чем годом ранее. Их совокупный оборот по итогам 9 месяцев года составил 650 млн рублей, что в 24 раза превышает показатели аналогичного периода прошлого года. На Яндекс.Маркете — 500 поставщиков из Татарстана. С января по сентябрь 2020 года было продано товаров на 580 млн рублей, что на 27% больше, чем за весь 2019 год.