"Египетская сила": выдержит ли аэропорт "Казань" "турецкий удар"?
Как сообщили РБК-Татарстан в пресс-службе казанского аэропорта, компания не ожидает значительного снижения пассажиропотока, в случае если запрет на авиасообщение с Турцией все-таки вступит в силу. В 2015 году в Турецкую республику летало 7 авиакомпаний. Из них регулярные рейсы выполняют только Turkish Airlines, которая обслуживает рейс из столицы РТ в Стамбул. Чартерные авиаперевозки осуществляют авиакомпании Nord Wind Airlines, Royal Flight, Azur Air, Oren Air, Onur Air.
По итогам 10 месяцев 2015 года пассажиропоток в Турцию из Казани составил
порядка 283 тысяч пассажиров. За аналогичный период прошлого года этот показатель составил 301 тыс.пассажиров. Таким образом, спад на этом направление по сравнению с 2014 годом составил более 6%.
Свои оптимистические прогнозы, что запрет на авиасообщение с Турцией не окажет существенного влияния на пассажиропоток аэропорта, в пресс-службе объяснили тем, что во время зимней навигации «традиционно выполняется сравнительно небольшое количество рейсов» в этом направлении.
«Так как стабильным спросом пользуется азиатское направление, в долгосрочной
перспективе казанский аэропорт ожидает достаточно высокую загрузку на
туристических маршрутах, а также на новых направлениях, над которыми в
настоящее время ведется активная работа», - сообщили РБК-Татарстан в пресс-службе «МАК».
Напомним, что с 6 ноября 2015 года аэропорт остался без пассажиров, летающих чартерными рейсами в Египет.
Исполнительный директор российского информационно-аналитического агентства по сбору и распространению данных об авиаотрасли «Авиапорт» Олег Пантелеев согласился с представителями казанского аэропорта, что зимой существенного влияния запрет на авиасообщение с Турцией, если его все-таки введут, не окажет. Другое дело, весна и лето будущего года.
«Курортный сезон в Турции длится с апреля по октябрь, сейчас популярность курортом минимальна – там холодно. Считать Стамбул новогодним направлением, на мой взгляд, не совсем корректно. А вот что касается следующего лета, то потери Турции и Египта будут очень болезненно восприниматься туристическим рынком и отраслью авиаперевозок», - рассуждает эксперт. Если вето – действующее на Египет и предполагаемое на Турцию, будут в силе следующим летом, добавил он, то международная суть авиаперевозок «неизбежно» сократится.
При этом аэропорт «Казань» находится по сравнению с другими воздушными гаванями страны в более выигрышном положении, благодаря потоку въездного туризма, так как столица Татарстана смогла стать «полноценным туристическим центром», отметил О.Пантелеев. Кроме того, пассажиропоток «МАК» помогут поддержать курортники, которые отправятся отдыхать на отечественные морские берега – в Сочи, Крым и так далее.
«Три крупнейших российских курорта с воротами в Сочи, Симферополе и Минеральных Водах существенно увеличивают свой пассажиропоток. Частично они могут заместить Казани выбывающий пассажиропоток», - считает Олег Пантелеев.
«Говорить о том, что аэропорт, который является естественной монополией да еще в крупном городе, ждет крах – это маловероятный сценарий. Но то, что оператор будет вынужден экономить, возможно, временно заморозить проекты, связанные с дальнейшим развитием, это очевидно», - считает авиаэксперт.
Его региональный коллега, председатель совета директоров ГК «Тулпар» Азат Хаким, в 1997 - 2001 годах возглавлявший аэропорт «Казань», считает, что уход «Турецких авиалиний» может привести к тому, что «МАК» окажется в убытке. «Это серьезная потеря. Если они (аэропорт – РБК-Татарстан) сейчас показывали прибыль, то, вполне возможно, что аэропорт будут ожидать убытки», - заявил он.
По его мнению, есть шанс, что к лету 2016 года авиасообщение с Египтом будет открыто, так как власти республики предполагают передать управление аэропортами западным компаниям, которые, в том числе, будут отвечать за безопасность полетов. Если же закроется авиасообщение с Турцией, то ситуация до начала курортного сезона может и не стабилизироваться, говорит А.Хаким. Региональный эксперт, как и его федеральный коллега, выразил уверенность, что частично компенсировать потерю «турецкого потока» аэропорту помогут Крым и Сочи.
«На эти направления нужно делать сейчас упор. Во-первых, политическая составляющая, во-вторых курс национальной валюты подталкивают к такому решению. Но полностью возместить турецкий поток, наверное, не удастся», - заявил Азат Хаким.
Напомним, что российский Су-24, принимавший участие в операции против террористов на территории Сирии, был сбит утром 24 ноября у турецко-сирийской границы. В Москве подчеркивают, что Су-24 не нарушал границу Турции. Президент России Владимир Путин назвал произошедшее «ударом в спину» от «пособников террористов» и констатировал, что происшествие будет иметь серьезные последствия для отношений Москвы и Анкары. Вечером того же дня Ростуризм порекомендовал «российским туроператорам, турагентам приостановить продвижение и реализацию туристских продуктов, а также отдельных туристских услуг в Турецкую Республику, в том числе через третьи страны». Днем 25 ноября премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил о том, что могут быть заморожены российско-турецкие проекты в экономике. 26 ноября появилась информация, что одной из мер может стать запрет на авиасообщение с Турецкой Республикой. По данным экспертов РБК, в этом случае авиакомпания «Турецкие авиалинии» в декабре может потерять $11 млрд.
Да данный момент информации ни от минтранса РФ, ни от Росавиации относительно того, будет ли приостановлено авиасообщение с Турцией, не поступало.