Передайте за проезд: зачем Татарстану нужны платные дороги
Платные дороги ввели в эксплуатацию
26 декабря в Татарстане открыли первые платные региональные дороги. Второй участок Вознесенского тракта является магистралью внутри городской черты, а Алексеевское – Альметьевск – дорогой регионального значения. Она войдет в состав трассы Шали (М-7) – Бавлы и станет частью международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай».
По Татарстану проходит и федеральная трасса М-12 «Восток», которая также является платной. В конце прошлого года были открыты 142 км дороги, проходящей по территории Татарстана со стороны Москвы. В этом году в республике вели строительство участка трассы в 275 км, который соединит Казань и Екатеринбург. Открытие перенесли на следующий год из-за больших осадков в Башкортостане.
Вознесенский тракт стал одним из трех проектов платных дорог в России, по которым в этом году было подписано соглашение о государственно-частном партнерстве, сообщили РБК Татарстан в пресс-центре Национального центра ГЧП. Инвестор вложил в строительство 5,4 млрд руб. Другие проекты – широтная магистраль скоростного движения в Санкт-Петербурге (245,9 млрд руб.) и дорога с мостовым переходом в Омской области (более 2 млрд).
На строительство второго участка Вознесенского тракта потратили 27 млрд руб., сообщил на открытии объекта раис РТ Рустам Минниханов. Его протяженность составила 7,6 км. Он оснащен системой «Свободный поток», обеспечивающий безбарьерный проезд и интеллектуальной транспортной системой для управления движением.
Вознесенский тракт призван разгрузить движение по Мамадышскому тракту. Строительство стартовало в 2022 году, в 2023-м ввели первый участок, движение по которому является бесплатным. Его протяженность составляет 4 км.
Стоимость проезда по платному участку Вознесенского тракта для легковых автомобилей высотой до 2 м (I категория) составит 90 руб. В час-пик – с 06:30 до 09:00 и с 17:00 до 19:30 – будет достигать 150 руб.
Для автомобилей II категории (легковые авто высотой от 2 до 2,6 м) стоимость составит 150 руб., III категории (грузовики и автобусы с двумя осями, высотой 2,6 м и более) – 250 руб., IV категории (грузовики и автобусы с тремя осями, высотой 2,6 м и более) – 350 руб., независимо от времени загрузки транспортом автодороги.
На строительство платной трассы Алексеевское-Альметьевск направили 102 млрд руб. На частные инвестиции приходится 25% от общей суммы, 45% вложил Татарстан, 30% – федеральный бюджет.
Протяженность дороги составляет 145 км. Она проходит через Алексеевский, Чистопольский, Новошешминский, Черемшанский и Альметьевский районы РТ. Трасса стала первой дорогой высшей категории I А с расчетной скоростью движения транспортных средств до 150 км/ч.
Стоимость проезда по трассе Алексеевское-Альметьевск на всем протяжении пути для легковых автомобилей I категории составит 4,5 руб. на 1 км, для II категории – 6,75 руб. на километр.
Для грузовиков и автобусов с двумя осями высотой 2,6 м и более плата определена в размере 9 руб. на каждый километр. Для грузовиков и автобусов с тремя осями, высотой 2,6 м и более она составит 18 руб.
Инфраструктуре нужны частные инвестиции
«Если скажу, что хорошо отношусь к платным дорогам, то можно на следующий год нового мэра искать. Но без них уже невозможно», — сказал мэр Казани Ильсур Метшин на встрече с журналистами по итогам года.
При реализации таких проектов государство и инвестор могут разделить риски, обеспечить финансированием необходимую инфраструктуру и решить имеющиеся проблемы с перегруженным трафиком, отметили в пресс-центре Национального центра ГЧП. Преимуществом над государственным строительством является то, что частная сторона может использовать свои компетенции и ресурсы для оказания качественных услуг и привлечения новых технологий.
«Строительство платных автомагистралей – это логичное решение, так как крупные инфраструктурные проекты с коммерческой составляющей не могут быть построены без привлечения внебюджетных источников, возвратность инвестиций обеспечивается платой за проезд. Это подтверждает не только российская, но и общемировая практика», — сказали в Национальном центре ГЧП.
В организации отметили, что развитие сети платных дорог – мощный драйвер подъема экономики регионов и страны в целом. Это позволяет закрыть и проблемные зоны – платные участки дорог чаще всего появляются в местах с тяжелой дорожной ситуацией.
«Их организовывают на территориях с всесезонным трафиком и высоким уровнем автомобилизации. К примеру, открытие Вознесенского тракта в Казани позволит перераспределить городской транспортный поток, часть выручки от проекта будет направлена на содержание объекта в течение срока действия концессионного соглашения», — рассказали в Национальном центре ГЧП.
Несмотря на то, что платные дороги в Татарстане еще не успели опробовать, власти уже рассматривают новые направления для строительства. Среди них дорога-дублер Оренбурского тракта и новая дорога вдоль железной дороги через Дербышки.
Метшин отметил, что необходимо изучить, будет ли работать финансовая модель, реализованная на Вознесенском тракте. В положительном случае проект новой платной дороги может быть реализован быстрее.
26 ноября глава миндортранса РТ Фарит Ханифов сообщил, что для строительства платных дорог в Казани изучают 4 направления, чтобы облегчить въезд и выезд из города.
«Мы очень уповаем на то, что таких дорог в столице республики будет много, по которым можно будет удобно заезжать в город и выезжать из него в течение 15 минут, а, возможно, и быстрее, в любое время суток. Максимально будет учитываться баланс между интенсивностью, сбором денег и комфортом проезда. Для нашей столицы есть 4 критических момента при выезде. Для решения проблем там мы можем попробовать пойти по такому же пути», — сказал Ханифов.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан