Подъем с разворотом: как "МАК" вышел из кризисного 2015-го с плюсом
Как сообщил в ходе коллегии министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ его глава Ленар Сафин, на работе авиаотрасли республики отразились экономические и политические события прошлого года. В 2015 году международный аэропорт «Казань» обслужил 1 млн 794,7 тысяч пассажиров, спад пассажиропотока составил 7,6%. Напомним, что в 2014 году пассажиропоток составил 1 млн 942,4 тысяч человек.
География полетов из аэропорта Казани включала более 56 направлений, в том числе 31 международных. Согласно представленным Л.Сафиным информационным материалам, спад пассажиропотока на рейсах за рубеж «МАК» составил 26,8%, пассажиропоток составил 690,8 тысяч пассажиров против перевезенных в 2014 году 943,4 тысячи человек. Отметим, что во втором международном аэропорте республики – «Бегишево» спад пассажиропотока за рубеж оказался еще больше - на 29,9%, т.е. до 73,7 тысяч человек.
Однако курортные направления, например, Салоники и Даламан, показали положительную динамику. Существенный прирост показало и направление Казань – Хельсинки: пассажиропоток в 2015 году, по сравнению с предыдущим годом, увеличился более чем в 3 раза до 16,3 тыс.человек. Полеты сейчас приостановлены и возобновятся 29 апреля. Весной откроются рейсы в Прагу и Будапешт. Летом вновь должны открыться регулярные рейсы в Барселону.
На внутренних рейсах, по словам Ленара Сафина, ушедший год показал диаметрально противоположную картину: пассажиропоток «МАК» вырос на 10,5% до 1 млн 103,9 тысяч человек. За первые 20 дней января, сообщил министр, поток составил без малого 52 тысячи человек, что на 40,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
В настоящее время, рассказал Л.Сафин, ведутся переговоры по открытию новых внутренних рейсов из Казани - в Ростов-на-Дону от авиакомпании «Руслайн», Красноярск и Норильск – от АК «Сибирь», продолжится работа по программе развития региональных рейсов в Приволжском ФО. Бюджет республики выделит на субсидирование маршрутов 56 млн рублей. Полеты из Казани будут выполнять в Нижний Новгород, Оренбург, Самару, Киров, Пензу, а также в Н.Новгород и Пермь из аэропорта «Бегишево». Созданный в 2015 году новый татарстанский авиаперевозчик «ЮВТ аэро» уже выполняет субсидируемые рейсы из Казани в Краснодар, Нижневартовск, из Бугульмы – в Санкт-Петербург. С 20 марта 2016 года будут открыты рейсы из Бугульмы в Сочи и Сургут.
«В планах открытие рейсов из Казани в Геленджик, Минеральные Воды, Белгород, из Нижнекамска – в Симферополь и Сочи», - рассказал Ленар Сафин.
По словам Л.Сафина, несмотря на сложную макроэкономическую ситуацию, международный аэропорт «Казань» окончил год с положительными результатами, на 65,5% увеличив прибыль с 19,1 до 31,6 млн рублей. «Достигнуть вышеуказанных результатов удалось, во многом, благодаря внедрению системы бережливого производства, тесно связанной с программой повышения производительности труда, оптимизации расходов, внедрению инноваций, развитию персонала», - перечислил министр.
Экономический эффект от внедрения программы бережливого производства составил, по словам Л.Сафина, 57 млн рублей. Производительность труда выросла на 19%, заработная плата сотрудников увеличилась на 9%.
«В 2016 году аэропорт ставит перед собой задачу ускорить темп внедрения принципов бережливого производства и стать лидером применения данной концепции в транспортной отрасли», - сообщил Ленар Сафин и добавил, что аналогичную программу используют с 2010 года на Горьковской железной дороге. Экономический эффект для ГЖД в прошлом году составил 80 миллионов. По словам министра, инструменты повышения производительности труда и снижения издержек будут тиражировать на весь транспортный комплекс, чтобы «грамотно оптимизировать внутренние резервы».
Исполнительный директор российского информационно-аналитического агентства по сбору и распространению данных об авиаотрасли «Авиапорт» Олег Пантелеев в беседе с РБК-Татарстан высказал мнение, что казанский аэропорт имеет высокие шансы и в 2016 году добиться положительных финансовых результатов. При условии, что будет продолжена дальнейшая работа по оптимизации работы, сохранены маршрутная суть и пассажиропоток. «Казани удалось сохранить большую маршрутную сеть, чем многим соседям», - констатировал он.
В то же время, рассуждает эксперт, довольно проблематично будет компенсировать потери от запрета на полеты в Египет – место дешевого курортного отдыха зимой. А вот потерю Турции летом восполнить будет реально – за счет туристов, улетающих на российские курорты и транзитчиков, которые полетят в Анталию через другие страны. Именно летняя полетная программа, отметил О.Пантелеев, позволит строить прогнозы, с какими результатами аэропорт «Казань» закончит год. Однако уже сейчас можно сказать, что «МАК» нарастит показатели по внутренним рейсам, поскольку Казань является популярным у туристов российским городом.