Удар по банкам: спрос на кредиты в РТ показал рекордное за 6 лет падение
Банки Татарстана за 12 месяцев выдали на 7% меньше кредитов, а просроченная задолженность у жителей республики выросла на 30%.
По итогам 2015 года объем банковского кредитования физических лиц (без учета МФО) в Республике Татарстан составит не более 259 млрд. рублей, что на 7,4% меньше, чем в прошлом году. Ситуация в Республике Татарстан в целом схожа с общими тенденциями по стране – рынок на протяжении года постепенно снижался, что в итоге привело к рекордному падению за последние несколько лет.
На протяжении первого полугодия 2015 года рынок падал в среднем на 1,75% в месяц. «Для банковского сектора это стало потрясением. В последний раз подобное снижение было зафиксировано более 6 лет тому назад, в кризисный 2009 год. Однако тогда ситуация была отличная от текущей – кредитование физических лиц не носило такого массового характера, что позволило выйти из кризиса с минимальными потерями», - комментирует ситуацию президент коллекторского агентства «Секвойя кредит консолидейшн» Елена Докучаева.
В июле 2015 года, по данным агентства, рынок кредитования физических лиц начал сокращать темпы своего падения до 0,18%. В августе-сентябре впервые за год рынок показал минимальный прирост (+0,2%), после чего данный показатель опять ушел в отрицательные значения (-0,19%). «Отчасти замедление темпов снижения объемов кредитования связано с некоторой стабилизацией курса валют по отношению к рублю, некоторым сокращением безработицы, замедлением темпов роста инфляции», - добавляет Е. Докучаева. Стоит отметить, что средний ежемесячный прирост объема кредитования в докризисные 2012-2014 года составлял около 2%.
Несмотря на сокращение объемов кредитования, темпы роста просроченной задолженности физических лиц перед банками в республике достигли своего рекордного показателя. За год она вырастет 30% и достигнет на 01.01.2016 года 20,44 млрд. рублей.
Основная причина резкого ухудшения данного показателя, по мнению Докучаевой, связана с общей закредитованностью населения. В течение 2015 года на 1 заемщика приходилось около двух кредитов, при этом с одним кредитом – не более 60%, с двумя – 25%, с тремя и более – 15%. Таким образом, чем больше кредитов приходится обслуживать, тем в разы возрастает риск выхода на просрочку. Среди заемщиков с одним кредитом 25% имеют проблемный кредит, с тремя и более – 50%, то есть практически каждый второй.
Как заявил руководитель отделения «Банк Татарстан» Сбербанка России Рушан Сахбиев на традиционной встрече с журналистами после дня рождения кредитной организации в ноябре, просроченная задолженность в Татарстанском отделении с начала года увеличилась с 3,5 до 4% и в основном за счет потребительских кредитов. «Платежеспособность населения несколько снизилась. Это привело к увеличению просроченной задолженности в банке. Но она не является критической для нас», - заявил банкир. Тем не менее, по его мнению, причиной высокой закредитованности могут быть не столько банки, сколько мелкие кредитные организации - различные МФО и ломбарды.
Наиболее популярным сегментом кредитования в Татарстане по-прежнему остаются кредиты наличными – на них приходится около 50% от всех действующих кредитов, далее идут кредитные карты – 42%, автокредиты – 2%, ипотека- 3,5%, другие – 2,5%.
Совершенно очевидно, что многие граждане не справляются с долговой нагрузкой. В Республике Татарстан тратят 45% своего ежемесячного дохода на покрытие кредитов. Не справившимся с долговой нагрузкой заемщикам придется искать решение вместе со своим кредитором, в том числе договариваться о реструктуризации в целях снижения доли платежей по обслуживанию кредита в ежемесячных расходах. Как показывают результаты опроса коллекторского агентства, должники 2015 года – это, как правило, добросовестные заемщики, признающие долг, но столкнувшиеся с финансовыми трудностями разного характера.
«Существенной» назвал кредитную нагрузку татарстанцев и председатель правления «Тимер Банка» Айрат Камалов в беседе с РБК-Татарстан. «При чем, если сравнивать кредитную нагрузку россиянина и жителя Европы, то в абсолютных цифрах по отношению к доходу европейца у нас кредитная нагрузка ниже. Однако у нас кредитная нагрузка очень разная по составу. Если у европейцев это, как правило, долгосрочные кредиты с низкими ставками, то у нас это потребительские кредиты краткосрочные с высокими ставками на приобретение чуть ли не товаров первой необходимости», - заметил спикер.