База будущего: как в Татарстане с детсада растят эффективные кадры
Благодаря технологиям мир стремительно меняется и большинство профессий в будущем потребует технологической грамотности, а порядка 70% сегодняшних рассказали РБК Татарстан в пресс-службе министерства образования и науки РТ. В этих условиях ответом на ключевые вызовы современности – формирование человеческого капитала для инновационного развития России и подготовку детей к жизни в быстро меняющемся мире – становится ранняя интеграция технологического образования.
База для будущего образования
На сегодняшний день достаточно популярной тенденцией стало технологическое образование в раннем возрасте, рассказал РБК Татарстан директор международной школы «Алабуга» Леонид Дьяконов. Однако большинство попыток его организации реализуется через дополнительные занятия вне основного детского сада в сторонних образовательных организациях, отметил он.
По данным минобрнауки РТ, в Татарстане в последние 5 лет наблюдается устойчивый рост количества технологических кружков и числа вовлеченных в них детей. Кроме того, в детских садах активно развиваются программы STEM-образования (STEM – аббревиатура из слов Science (наука), Technology (технология), Engineering (инженерия) и Mathematics (математика) — РБК Татарстан).
«Мы живем в мире цифровых технологий и грандиозных открытий. Именно по этой причине многие родители хотят, чтобы их дети были готовы к будущим карьерам в STEM – сферах», — отметили в пресс-службе минобрнауки РТ.
На сегодня в системе дошкольного образования в большей степени распространены упрощенные формы обучения, например, сборка из конструктора, графика/рисование тех или иных технологических объектов, рассказал РБК Татарстан проректор Высшей школы экономики (ВШЭ), директор Московского института электроники и математики (МИЭМ) Дмитрий Коваленко.
«Более серьезные задачи и форматы STEM-образования сейчас только проникают в систему дошкольного образования, сопутствующие методики адаптируются: думаю, этот процесс будет идти и дальше, но постепенно и не очень быстро», — считает он.
В России и за ее пределами есть примеры бесшовной интеграции технологических направлений в учебный день ребенка-дошкольника. В Татарстане такой подход реализуют в Елабуге в бесплатном детском саду при международной школе «Алабуга», где дети изучают робототехнику, космонавтику, биотехнологию, аэродинамику и авиацию.
Как заявил Дьяконов, обучение дошкольников этим направлениям нацелено на формирование у них более устойчивого интереса и любознательности. Это дает детям с 3-летнего возраста возможность погружения в среду, наполненную технологиями и их различной репрезентацией. Кроме того, изучение робототехники, космонавтики, биотехнологий и аэродинамики позволяет сформировать у них перед школьной программой более прочную академическую базу.
«В каком-то привычном представлении данные направления часто несопоставимы с дошкольным обучением. Мы же адаптировали их целесообразно возрасту детей, делая больший упор на игре с использованием базовых знаний, символов определенной предметной группы. Например, в аэродинамике дети создают «вертолетики» из подручных средств по инструкции, усваивая, понятия «легкий» и «тяжелый», в биотехнологии знакомятся с живыми организмами (хамелеонами, муравьями) и развивают мелкую моторику, взаимодействуя с простой лабораторной посудой», — рассказал Дьяконов.
По мнению проректора ВШЭ Коваленко, самое главное при реализации подобных программ – соблюдать баланс при определении нагрузки на детей и не перегружать их.
«С одной стороны, с раннего возраста важно формировать всесторонне развитую личность, но, с другой, детям в дошкольном возрасте тяжело определить, что для них более интересно, а что менее. Задача образования – соблюсти такой баланс, чтобы акцент в сторону практических навыков не мешал детям гармонично развиваться в области творчества, математики, гуманитарных дисциплин», — сказал он, отметив, что дошкольный возраст – очень важный этап в становлении личности.
Первый шаг к профориентации
Техническое образование в дошкольных учреждениях решает очень важную задачу – помогает сформировать у детей интерес к технологиям, отметил проректор ВШЭ Коваленко. Раннее вовлечение в него позволяет выработать у детей внутреннюю мотивацию к изучению принципов работы окружающих вещей, самостоятельному поиску новых знаний и применению их на практике, добавили в минобрнауки РТ.
«Технологические направления основаны на поиске решений, анализе, экспериментировании, а значит, формируют такие личностные и умственные навыки, как креативность, логика, способность делать осознанный выбор», — заявили в ведомстве.
Дьяконов заявил, что ранее технологическое образование помогает воспитать детей, готовых к решению глобальных и локальных технологических вызовов. Он отметил, что детский сад при международной школе «Алабуга» является стратегически важным проектом, направленным на воспитание поколения, способного разрабатывать прорывные технологические решения в ключевых отраслях экономики: биотехнологиях, робототехнике, а также в аэрокосмической сфере.
Президент РФ Владимир Путин в конце прошлого года заявил, что 2025 год станет ключевым для запуска нового этапа технологического развития России. Его указом технологическое лидерство определено одной из национальных целей развития государства до 2030 года и на перспективу до 2036 года наряду с реализацией потенциала каждого человека, устойчивой и динамичной экономикой, а также цифровой трансформацией государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы.
«Мы учим их думать, исследовать, творить, находить решения самых сложных задач. Мы не просто «загружаем» знания, а помогаем им самим открывать мир, используя разные подходы и методы обучения. В результате ребенок не только хорошо подготовлен к школе, но и умеет учиться, размышлять и делать собственные выводы», — отметил Дьяконов.
Внедрение технического образования в систему дошкольного образования способствует ранней профориентации. Это в свою очередь создает фундамент для формирования будущего инженерно-технического потенциала региона.
«Если ребенок в дошкольные годы интересуется определенной темой, развивается в ней, получая новые знания, то можно говорить уже о процессе профориентации. Соответственно, вырастает вероятность, что в дальнейшем молодой человек выберет именно эту область для своей профессии», — отметил Коваленко.
Для ранней профориентации и выявления детей, у которых есть интерес к обучению, в Татарстане ежегодно проводится межрегиональный чемпионат «Юный мастер», в котором принимают участие дети в возрасте 5-7 лет, добавили в пресс-службе минобрнауки РТ. Среди направлений мероприятия есть робототехника, конструирование, инженерный дизайн и другие.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан
