Удаленный год: как 2020-й изменил потребление телеком-услуг в Татарстане
По данным минцифры РТ, по итогам 3-го квартала 2020 года количество пользователей мобильного интернета увеличилось к аналогичному периоду прошлого года на 5% до 4,2 млн. Объем интернет-трафика по сравнению с прошлым годом вырос на 46% и составил 458 тыс. Тбайт.
Как рассказал в интервью РБК Татарстан директор отделения Билайн в Республике Татарстан Анвар Шахмаев, в период самоизоляции в регионе вырос объем потребления голосового трафика. Граждане активно использовали мессенджеры, образовательные ресурсы, видео-контент. При этом рост заболеваемости COVID-19 осенью и в начале зимы не привел к повторному лавинообразному росту потребления телеком-услуг.
Мессенджеры и сайты знакомств
— 2020 год привнес миру, стране и Татарстану, в частности, беспрецедентный опыт жизни и работы в период пандемии нового вируса и введенных из-за нее ограничений. Какие основные изменения можно выделить на рынке телеком-услуг?
Во-первых, произошел рост голосового трафика. На самоизоляции россияне стали больше уделять внимание родным и близким, замещая тем самым нехватку живого общения. Рост голосового трафика на одного абонента составил 10,7%. Поскольку увеличилась продолжительность разговоров, мы отменили автоматическое завершение разговора по истечению 30 минут.
Во-вторых, существенно вырос data-трафик: абоненты активно использовали мессенджеры, видео-ресурсы. Средний трафик пользователя Skype увеличился в 3,2 раза, а трафик Facetime — в 2,9 раз. Трафик мессенджеров — WhatsApp и Viber — в период самоизоляции увеличился на 42% и 52% соответственно.
В период самоизоляции жители России стали больше пользоваться соцсетями — по сравнению с обычными днями дата-трафик на одного пользователя соцсетей вырос на 12,6%. При этом на 20% выросло время, проведенное на сайтах знакомств. Интересно, что больше всего пытались исследовать такие сайты пользователи старше 60 лет, мужчины – в 1,5 раза чаще, чем женщины. В топ-3 ресурсов по количеству посещений вошли Tinder, Badoo и Fotostrana.
В силу обстоятельств в текущем году началась активная LTEзация, кнопочные телефоны начали уходить в прошлое, поскольку пользователи, наконец, оценили преимущества современных смартфонов и не хотят возвращаться к устаревшим устройствам.
На 35% выросло число тех, кто заказывал еду на дом. При планировании поездок люди старались тщательнее выбирать маршрут (трафик навигаторов вырос в 2,2 раза).
Оставаясь дома, пользователи активно интересовались возможностью защитить свое здоровье. Количество посещений сайтов аптек в период самоизоляции увеличилось по сравнению с обычным уровнем на 21,8%. Обычно женщины заходят на сайты аптек в 2,6 раза чаще мужчин. С началом самоизоляции интерес мужчин к таким ресурсам вырос сильнее, чем у женщин (+33,3% против +15,7%).
Помимо восстановления физических сил и онлайн-общения, люди предпочли потратить часть незанятого времени на саморазвитие: изучение иностранных языков, чтение книг и хобби. Например, приложение «Самоучитель английского языка» на смартфоны установили на 30% больше пользователей, чем в мирное время. Посещаемость сервиса «Билайн.Книги» увеличилась на 15%.
Соблюдая рекомендации оставаться дома, женщины стали меньше интересоваться косметикой: число заходов на сайты популярных в России парфюмерно-косметических сетей сократилось по сравнению с обычным уровнем на 16%.
— Как изменялось в течение года потребление трафика – голосового, интернет – в период обязательной самоизоляции, летом, когда заболеваемость пошла на спад, осенью – когда вновь начала расти?
Пик голосовых звонков был зафиксирован Билайн 2 апреля 2020 года, в период выступления президента, когда было объявлено о продлении «нерабочей» недели до конца апреля.
В целом, та схема потребления, которая, претерпев изменения, сформировалась в апреле, продолжает действовать и сейчас с теми или иными изменениями. Например, в период действия цифровых пропусков во время обязательной самоизоляции, как я уже говорил, вырос объем трафика для использования навигаторов, видимо, люди выбирали оптимальные маршруты. Сейчас показатели вернулись к историческому уровню.
Так называемая «вторая волна» пандемии, не привела к пиковым изменениям потребления трафика, в частности, школьники и студенты не уходили на полную удаленку, используется комбинированный формат. Плюс – поставщики телеком-услуг в период обязательной самоизоляции проверили свои мощности, сделали необходимые настройки для возросших настроек.
Стоит отметить, что пандемия повлияла на стиль потребления. В этом году мы стали более осознанно подходить ко всему, в том числе к покупкам. До пандемии мы часто совершали «покупки ради покупок», а со временем приобретали все больше лишнего и ненужного. Билайн решили внедрить практику Zero Waste в рациональное использование мобильной связи, запустив конструктор бессрочных пакетов интернета, минут и SMS. Теперь нашим абонентам больше не нужно покупать пакеты услуг, которыми они не будут пользоваться и выбросят в конце месяца. Можно выбрать только актуальное и потратить до конца в любое время.
Бизнес на удаленке
— На какие услуги и продукты вырос спрос у бизнеса в связи с переходом компаний и организаций на удаленку?
По оценкам Билайн, из-за угрозы распространения COVID-19 многим компаниям потребовалось перевести от 90% до 100% сотрудников на удаленную работу. В этой связи экстренно потребовались надежные профессиональные ИТ- и телеком-решения, позволяющие обеспечить непрерывность, безопасность и управляемость бизнес-процессов, а также дающие возможность качественной коммуникации в условиях удаленной работы большей части сотрудников.
Чаще всего за организацией удаленных рабочих мест обращается средний и крупный бизнес с большим количеством сотрудников и распределенной сетью офисов.
У малого бизнеса были востребованы такие продукты, как облачная АТС, мобильное предприятие, единый мониторинг.
В лидерах этого года конечно можно назвать пакет решений для организации удаленной работы по концепции WorkPlace-as-a-Service (WaaS). Он агрегирует самые востребованные и надежные решения, в том числе удаленные рабочие места на VDI (Virtual Desktop Infrastructure), облачную АТС и FMTN (объединение мобильных и офисных телефонов в единую сеть), мониторинг удаленно работающего персонала, мобильный VPN, видео- и аудиоконференции, Microsoft Teams и Office 365, «Мобильное предприятие» для малого бизнеса.
На днях мы предложили новое решение, которое поможет компаниям определить наиболее подходящие локации для открытия новых точек продаж, а государственным институтам – развивать социальную и туристическую инфраструктуры. Последние годы представители бизнеса и государственные структуры пользовались сервисами на основе геоаналитики Билайн, которые помогали принимать эффективные решения по выбору месторасположения новой торговой точки или остановки общественного транспорта.
— Компания переводила работников на удаленку? Например, застройщики рассказали, что часть персонала до сих пор трудится дистанционно. В частности, их маркетологи. Какова ситуация у мобильных операторов?
Наша компания относится к числу стратегических предприятий непрерывного цикла. Но 90% сотрудников в период обязательной самоизоляции работали удаленно. Исключение составляли сотрудники техподдержки и строители базовых станций и инфраструктуры. В результате, мы на 24% сократили арендуемые площади, которые стали невостребованными. Если говорить об эффективности работы, что, на мой взгляд, они либо возросла, либо осталась на обычном уровне. Ухудшения я не отметил. Но у нас был соответствующий опыт.
Пандемия изменила подход бизнеса, в том числе, и к набору персонала, равно, как и для молодых специалистов стало важно наличие свободы местопребывания. Например, в части наших вакансий сейчас указано, что сотрудник может работать удаленно. Такой формат дает компаниям преимущество в выборе квалифицированных сотрудников без привязки к географии.
— Вы в ноябре вернули технических специалистов внутрь компании? Почему?
Да, мы отказались от аутсорсинга технических функций аренды, планирования, строительства сети, а также эксплуатации ключевых компонентов инфраструктуры. Объединение технических функций в структуре Билайн поможет реализовать масштабные проекты развития сети, увеличить качество работы и надежность инфраструктуры и улучшить клиентский опыт, что соответствует ключевым направлениям новой клиентоцентричной стратегии компании. Благодаря концентрации технической экспертизы внутри компании, мы еще больше ускорим развитие сети в соответствии с растущими потребностями клиентов.
Стройка в пандемию
— Строительство инфраструктуры для обеспечения устойчивой мобильной связи не останавливалось из-за эпидемии коронавируса? Пришлось ли вводить дополнительные мощности, чтобы обслуживать растущие потребности абонентов?
Нет. Строительство продолжалось. На какой-то короткий период замедлялись темпы работ, поскольку потребовалось время, чтобы наладить все коммуникации. Но это абсолютно не повлияло на реализацию наших планов по стройке. С начала 2020 года Билайн в Татарстане уже построил около 300 новых базовых станций.
Так как год был «удаленки» мы сконцентрировали внимание на жилых массивах города – многоэтажных жилых комплексах и коттеджных поселках. Мобильный интернет стал быстрее у жителей микрорайонов Горки-3 и 56-й квартал. Технические специалисты расширили емкости 4G сети в новостройках – в жилых комплексах «Родина», «Триумф» и «Green City». Новые 4G базовые станции запущены в коттеджных массивах города – Салмачи, Царицино, Самасырово, Красная горка, Большие Клыки, Дуслык и Вознесенское.
Проведены работы над улучшением связи более чем на 80 улицах во всех районах города. В их число вошли улицы Пушкина, Жуковского, Большая Красная, Чистопольская, Чуйкова, Амирхана, Назарбаева, Павлюхина и многие другие.
В только что открывшемся торговом центре «Kazan Mall» Билайн установил внутренние распределенные системы покрытия связью, чтобы мобильный интернет был доступен на всех этажах торгового центра и парковки, а также в зонах фудкорта.
— В новогоднюю ночь традиционно повышается нагрузка на сети. В этом году она, вероятно, будет выше, поскольку люди все еще ограничены в передвижениях. Готовы ли поставщики телеком-услуг к росту нагрузки?
Думаю, что после 2 апреля, с началом нерабочих дней из-за коронавируса, операторы готовы к повышению нагрузки. Традиционно, в новогоднюю ночь происходил рост голосового трафика. Но по цифре мы зарезервированы более чем в три раза. Судя по тем данным, которые представили операторы мобильных услуг на совещании в минцифре РТ, серьезный задел есть у всех. Уверен, что новый 2021 год мы встретим без срывов.