Перейти к основному контенту
Удаленный год⁠,
0
Эксклюзив

Удаленный год: как 2020-й изменил потребление телеком-услуг в Татарстане

Потребление интернет-трафика, по итогам трех кварталов года, выросло в РТ на 46%. Операторы отметили рост голосового трафика в период самоизоляции и активизацию старших возрастных групп абонентов
Директор отделения Билайн в Республике Татарстан Анвар Шахмаев
Директор отделения Билайн в Республике Татарстан Анвар Шахмаев (Фото: Ксения Добролюбова)

По данным минцифры РТ, по итогам 3-го квартала 2020 года количество пользователей мобильного интернета увеличилось к аналогичному периоду прошлого года на 5% до 4,2 млн. Объем интернет-трафика по сравнению с прошлым годом вырос на 46% и составил 458 тыс. Тбайт.

Как рассказал в интервью РБК Татарстан директор отделения Билайн в Республике Татарстан Анвар Шахмаев, в период самоизоляции в регионе вырос объем потребления голосового трафика. Граждане активно использовали мессенджеры, образовательные ресурсы, видео-контент. При этом рост заболеваемости COVID-19 осенью и в начале зимы не привел к повторному лавинообразному росту потребления телеком-услуг.

Мессенджеры и сайты знакомств

— 2020 год привнес миру, стране и Татарстану, в частности, беспрецедентный опыт жизни и работы в период пандемии нового вируса и введенных из-за нее ограничений. Какие основные изменения можно выделить на рынке телеком-услуг?

Во-первых, произошел рост голосового трафика. На самоизоляции россияне стали больше уделять внимание родным и близким, замещая тем самым нехватку живого общения. Рост голосового трафика на одного абонента составил 10,7%. Поскольку увеличилась продолжительность разговоров, мы отменили автоматическое завершение разговора по истечению 30 минут.

Во-вторых, существенно вырос data-трафик: абоненты активно использовали мессенджеры, видео-ресурсы. Средний трафик пользователя Skype увеличился в 3,2 раза, а трафик Facetime — в 2,9 раз. Трафик мессенджеров — WhatsApp и Viber — в период самоизоляции увеличился на 42% и 52% соответственно.

В период самоизоляции жители России стали больше пользоваться соцсетями — по сравнению с обычными днями дата-трафик на одного пользователя соцсетей вырос на 12,6%. При этом на 20% выросло время, проведенное на сайтах знакомств. Интересно, что больше всего пытались исследовать такие сайты пользователи старше 60 лет, мужчины – в 1,5 раза чаще, чем женщины. В топ-3 ресурсов по количеству посещений вошли Tinder, Badoo и Fotostrana.

В силу обстоятельств в текущем году началась активная LTEзация, кнопочные телефоны начали уходить в прошлое, поскольку пользователи, наконец, оценили преимущества современных смартфонов и не хотят возвращаться к устаревшим устройствам.

На 35% выросло число тех, кто заказывал еду на дом. При планировании поездок люди старались тщательнее выбирать маршрут (трафик навигаторов вырос в 2,2 раза).

Оставаясь дома, пользователи активно интересовались возможностью защитить свое здоровье. Количество посещений сайтов аптек в период самоизоляции увеличилось по сравнению с обычным уровнем на 21,8%. Обычно женщины заходят на сайты аптек в 2,6 раза чаще мужчин. С началом самоизоляции интерес мужчин к таким ресурсам вырос сильнее, чем у женщин (+33,3% против +15,7%).

Помимо восстановления физических сил и онлайн-общения, люди предпочли потратить часть незанятого времени на саморазвитие: изучение иностранных языков, чтение книг и хобби. Например, приложение «Самоучитель английского языка» на смартфоны установили на 30% больше пользователей, чем в мирное время. Посещаемость сервиса «Билайн.Книги» увеличилась на 15%.

Соблюдая рекомендации оставаться дома, женщины стали меньше интересоваться косметикой: число заходов на сайты популярных в России парфюмерно-косметических сетей сократилось по сравнению с обычным уровнем на 16%.

— Как изменялось в течение года потребление трафика – голосового, интернет – в период обязательной самоизоляции, летом, когда заболеваемость пошла на спад, осенью – когда вновь начала расти?

Пик голосовых звонков был зафиксирован Билайн 2 апреля 2020 года, в период выступления президента, когда было объявлено о продлении «нерабочей» недели до конца апреля.

В целом, та схема потребления, которая, претерпев изменения, сформировалась в апреле, продолжает действовать и сейчас с теми или иными изменениями. Например, в период действия цифровых пропусков во время обязательной самоизоляции, как я уже говорил, вырос объем трафика для использования навигаторов, видимо, люди выбирали оптимальные маршруты. Сейчас показатели вернулись к историческому уровню.

Так называемая «вторая волна» пандемии, не привела к пиковым изменениям потребления трафика, в частности, школьники и студенты не уходили на полную удаленку, используется комбинированный формат. Плюс – поставщики телеком-услуг в период обязательной самоизоляции проверили свои мощности, сделали необходимые настройки для возросших настроек.

Стоит отметить, что пандемия повлияла на стиль потребления. В этом году мы стали более осознанно подходить ко всему, в том числе к покупкам. До пандемии мы часто совершали «покупки ради покупок», а со временем приобретали все больше лишнего и ненужного. Билайн решили внедрить практику Zero Waste в рациональное использование мобильной связи, запустив конструктор бессрочных пакетов интернета, минут и SMS. Теперь нашим абонентам больше не нужно покупать пакеты услуг, которыми они не будут пользоваться и выбросят в конце месяца. Можно выбрать только актуальное и потратить до конца в любое время.

Бизнес на удаленке

— На какие услуги и продукты вырос спрос у бизнеса в связи с переходом компаний и организаций на удаленку?

По оценкам Билайн, из-за угрозы распространения COVID-19 многим компаниям потребовалось перевести от 90% до 100% сотрудников на удаленную работу. В этой связи экстренно потребовались надежные профессиональные ИТ- и телеком-решения, позволяющие обеспечить непрерывность, безопасность и управляемость бизнес-процессов, а также дающие возможность качественной коммуникации в условиях удаленной работы большей части сотрудников.

Чаще всего за организацией удаленных рабочих мест обращается средний и крупный бизнес с большим количеством сотрудников и распределенной сетью офисов.

У малого бизнеса были востребованы такие продукты, как облачная АТС, мобильное предприятие, единый мониторинг.

В лидерах этого года конечно можно назвать пакет решений для организации удаленной работы по концепции WorkPlace-as-a-Service (WaaS). Он агрегирует самые востребованные и надежные решения, в том числе удаленные рабочие места на VDI (Virtual Desktop Infrastructure), облачную АТС и FMTN (объединение мобильных и офисных телефонов в единую сеть), мониторинг удаленно работающего персонала, мобильный VPN, видео- и аудиоконференции, Microsoft Teams и Office 365, «Мобильное предприятие» для малого бизнеса.

На днях мы предложили новое решение, которое поможет компаниям определить наиболее подходящие локации для открытия новых точек продаж, а государственным институтам – развивать социальную и туристическую инфраструктуры. Последние годы представители бизнеса и государственные структуры пользовались сервисами на основе геоаналитики Билайн, которые помогали принимать эффективные решения по выбору месторасположения новой торговой точки или остановки общественного транспорта.

— Компания переводила работников на удаленку? Например, застройщики рассказали, что часть персонала до сих пор трудится дистанционно. В частности, их маркетологи. Какова ситуация у мобильных операторов?

Наша компания относится к числу стратегических предприятий непрерывного цикла. Но 90% сотрудников в период обязательной самоизоляции работали удаленно. Исключение составляли сотрудники техподдержки и строители базовых станций и инфраструктуры. В результате, мы на 24% сократили арендуемые площади, которые стали невостребованными. Если говорить об эффективности работы, что, на мой взгляд, они либо возросла, либо осталась на обычном уровне. Ухудшения я не отметил. Но у нас был соответствующий опыт.

Пандемия изменила подход бизнеса, в том числе, и к набору персонала, равно, как и для молодых специалистов стало важно наличие свободы местопребывания. Например, в части наших вакансий сейчас указано, что сотрудник может работать удаленно. Такой формат дает компаниям преимущество в выборе квалифицированных сотрудников без привязки к географии.

— Вы в ноябре вернули технических специалистов внутрь компании? Почему?

Да, мы отказались от аутсорсинга технических функций аренды, планирования, строительства сети, а также эксплуатации ключевых компонентов инфраструктуры. Объединение технических функций в структуре Билайн поможет реализовать масштабные проекты развития сети, увеличить качество работы и надежность инфраструктуры и улучшить клиентский опыт, что соответствует ключевым направлениям новой клиентоцентричной стратегии компании. Благодаря концентрации технической экспертизы внутри компании, мы еще больше ускорим развитие сети в соответствии с растущими потребностями клиентов.

Стройка в пандемию

— Строительство инфраструктуры для обеспечения устойчивой мобильной связи не останавливалось из-за эпидемии коронавируса? Пришлось ли вводить дополнительные мощности, чтобы обслуживать растущие потребности абонентов?

Нет. Строительство продолжалось. На какой-то короткий период замедлялись темпы работ, поскольку потребовалось время, чтобы наладить все коммуникации. Но это абсолютно не повлияло на реализацию наших планов по стройке. С начала 2020 года Билайн в Татарстане уже построил около 300 новых базовых станций.

Так как год был «удаленки» мы сконцентрировали внимание на жилых массивах города – многоэтажных жилых комплексах и коттеджных поселках. Мобильный интернет стал быстрее у жителей микрорайонов Горки-3 и 56-й квартал. Технические специалисты расширили емкости 4G сети в новостройках – в жилых комплексах «Родина», «Триумф» и «Green City». Новые 4G базовые станции запущены в коттеджных массивах города – Салмачи, Царицино, Самасырово, Красная горка, Большие Клыки, Дуслык и Вознесенское.

Проведены работы над улучшением связи более чем на 80 улицах во всех районах города. В их число вошли улицы Пушкина, Жуковского, Большая Красная, Чистопольская, Чуйкова, Амирхана, Назарбаева, Павлюхина и многие другие.

В только что открывшемся торговом центре «Kazan Mall» Билайн установил внутренние распределенные системы покрытия связью, чтобы мобильный интернет был доступен на всех этажах торгового центра и парковки, а также в зонах фудкорта.

— В новогоднюю ночь традиционно повышается нагрузка на сети. В этом году она, вероятно, будет выше, поскольку люди все еще ограничены в передвижениях. Готовы ли поставщики телеком-услуг к росту нагрузки?

Думаю, что после 2 апреля, с началом нерабочих дней из-за коронавируса, операторы готовы к повышению нагрузки. Традиционно, в новогоднюю ночь происходил рост голосового трафика. Но по цифре мы зарезервированы более чем в три раза. Судя по тем данным, которые представили операторы мобильных услуг на совещании в минцифре РТ, серьезный задел есть у всех. Уверен, что новый 2021 год мы встретим без срывов.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 17:04
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 17:04
Все новости Татарстан
Много света: где найти квартиру с окнами в пол РБК и ПИК, 17:15
На Украине сообщили о повреждении плотины Печенежского водохранилища Общество, 17:08
Как выбрать элитную недвижимость для инвестиций Недвижимость, 17:05
Умер фотограф Мартин Парр, снявший открытие первого McDonald's в Москве Общество, 17:01
Главный тренер махачкалинского «Динамо» подал в отставку после проигрыша Спорт, 16:55
Расслабленная жизнь как на курорте: каким будет квартал Dream Riva РБК и Dream Riva, 16:55
Новая Третьяковка возобновила работу Общество, 16:55
ИИ для работы и жизни — новый интенсив РБК
Как пользоваться нейросетями и прокачать с ними общение
Подробнее
Как меняется автомобильный рынок России Отрасли, 16:52
Почему бизнес выбирает агентские схемы для международных платежей Радио, 16:46
Титан и «король титана»: чем вошел в историю Фрэнк Гери Стиль, 16:42
Зачем компаниям мотивация: анализ российского рынка Тренды, 16:41
Налоговая служба закрыла одну из компаний Филиппа Киркорова Общество, 16:37
Как устроена экономика Ирана РБК и РЭЦ, 16:37
Гусев повторил рекорд КХЛ в победном матче «Динамо» с «Трактором» Спорт, 16:37