Строят все: в РТ во время пандемии сохранился спрос на стройматериалы
В Татарстане по итогам 2020 года планируется ввести 2,979 млн кв. метров жилья. В 2024 году данный показатель рассчитывают увеличить до 3,6 млн квадратов. В период пандемии власти и застройщики республики неоднократно заверяли, что строительство инвестиционного жилья, а также социальных объектов не останавливались. По данным Татарстанстат, в январе-октябре текущего года застройщиками было выполнено работ на 82,8 млрд рублей, что на 1,7% превышает показатели аналогичного периода прошлого года.
Летом 2020 года аналитическая служба «Авито Недвижимость» сообщила, что спрос на строительные материалы к аналогичному периоду прошлого года вырос на 89%. Генеральный директор ROCKWOOL Russia Марина Потокер в интервью РБК Татарстан подтвердила, что закупки стройматериалов не прерывались, объемы оставались стабильными. На территории РТ функционирует завод с самой мощной и высокоскоростной линией по производству каменной ваты в мире.
Непрерывный спрос
— Как пандемия отразилась на работе производителей материалов для строительной отрасли?
Пандемия внесла коррективы в развитие строительной отрасли. Многим бизнесам пришлось корректировать географию поставок, ассортимент производимых товаров, адаптировать мощности. Тем не менее, по сравнению с другими отраслями экономики, строительная сфера переживает непростое время несколько легче. Продолжается возведение крупных объектов, реализуются программы по капремонту и реновации — это определяет высокий спрос на решения из каменной ваты.
— Сократился или, напротив, возрос спрос на продукцию в текущем году к аналогичному периоду прошлого года?
В профессиональном сегменте потребности в материалах из каменной ваты остаются на высоком уровне. Анализ лучших мировых практик доказывает эффективность каменной ваты при реконструкции старого жилого фонда и строительстве новых зданий — она существенно повышает энергоэффективность и пожаробезопасность. Строительный сезон в этом году, конечно, сильно отличался от предыдущих из-за волны ограничений и последующего резко возросшего спроса на теплоизоляцию. Например, прирост по сегменту материалов для утепления фасадов зданий в этом году составил 6%.
Интерес частных потребителей к покупке строительно-отделочных материалов с начала 2020 года также вырос по отношению к аналогичному периоду прошлого года, об этом нам позволяет судить анализ продаж собственных тепло- и звукоизоляционных материалов DIY-сегмента и статистика поисковых запросов «Яндекса». Неудивительно, что в режиме удаленной работы многие задумываются о дополнительной теплоизоляции дачного дома и об акустическом комфорте в квартире. Каменная вата — тот редкий продукт, который сочетает в себе тепло- и звукоизоляционные свойства. Мы все поняли, что качественная шумоизоляция — важная составляющая качества жизни. В наши дни тишина стала особой ценностью для жителей больших городов, поэтому люди ищут надежные, экологичные и доступные решения.
Позитивный эффект оказала и программа льготной ипотеки. С начала лета мы наблюдаем рост спроса на недвижимость благодаря этой программе: население стало активно инвестировать в улучшение жилищных условий именно по этой программе.
— Каковы преимущества и особенности присутствия предприятия в Татарстане?
Завод ROCKWOOL в ОЭЗ «Алабуга» присутствует в регионе с 2012 года. Основой для принятия решения о расположении производства послужили благоприятные инвестиционные условия особой экономической зоны, а также бизнес-ориентированный подход властей Татарстана. Завод обеспечивает рабочими местами более 200 человек, в основном, это жители Елабуги, Нижнекамска и Набережных Челнов.
В 2018 году на территории завода ROCKWOOL в ОЭЗ «Алабуга» состоялось официальное открытие первой в России линии по производству высокотехнологичных субстратов для растениеводства из каменной ваты Grodan. Данная технология широко востребована в современных тепличных хозяйствах, поскольку позволяет повышать урожайность, обеспечивать экономию воды и снабжать население свежими овощами и цветами круглый год. Производимая на заводе продукция поставляется в Приволжский и Центральный регион.
Инвестиции в завод ROCKWOOL в ОЭЗ «Алабуга» в 2011-2012 годах составили 4,7 млрд рублей, в завод по выпуску субстратов – 500 млн руб. В 2019 году совокупные инвестиции компании в производственную площадку в «Алабуге» превысили 330 млн рублей (и более 6 млрд рублей за 2012-2019 годы). Сумма налоговых отчислений в бюджет Татарстана в 2019 году составила свыше 248 млн рублей.
Время удаленки
— Переводила ли компания часть сотрудников на удаленку в период пандемии? Пришлось ли приостанавливать работу производственных линий?
Производственные площадки компании ROCKWOOL относятся к предприятиям непрерывного цикла, линии по выпуску каменной ваты работают в круглосуточном режиме без выходных дней. На территории заводов были приняты серьезные меры по обеспечению безопасности: измерение температуры на входе в здание, увеличение дистанции между сотрудниками, установка защитных экранов на рабочих местах, снабжение антисептиками, перчатками и масками, более частая уборка помещений. Меры безопасности выполняются по всем рекомендациям Роспотребнадзора. Кроме того, на время пандемии действует полный запрет на посещение предприятий лицами, не являющимися нашими сотрудниками, приостановлены командировки.
Весь административный персонал был переведен на удаленный формат работы уже с середины марта. Технически мы были готовы к переходу: у большинства сотрудников в пользовании есть ноутбуки, корпоративные телефоны или планшеты. Коллеги готовы вернуться в привычное русло, как только позволят обстоятельства.
Мы продолжаем производить продукцию и выполнять обязательства по поставкам. Строительство многих крупных объектов в Татарстане ведется в прежнем режиме, и на них ведутся поставки наших материалов.
— Застройщики жилья в истекший период сократили или нарастили закупки? Исходя из объемов закупок, пандемия не привела к кризису на рынке коммерческого жилья?
Нехватка трудовых мигрантов, связанная с закрытием границ, в некоторых случаях приводит к смещению сроков по реализации проектов застройщиков. Тем не менее, этот фактор не оказывает существенного влияния. Несмотря на особенности этого сезона, в целом, мы видим стабильный спрос на продукцию компании. Наши основные заказчики в регионе — крупные застройщики и строительные компании республики, которые строят, как жилье, так и офисные, промышленные и социальные объекты.
— С одной стороны, пандемия привела к сокращению доходов населения, с другой – показала, какие преимущества есть у владельцев домов перед теми, кто живет в квартирах. Не остановилось ли в 2020 году индивидуальное жилищное строительство, если судить по закупкам утеплителя для домов?
Продолжительная самоизоляция — испытание непростое. Она довольно заметно изменила взгляды россиян на недвижимость. Многие задумались либо о покупке, либо о строительстве частного дома, либо о ремонте и модернизации под круглогодичное проживание существующей дачи. В этом контексте спрос на строительные материалы в сегменте частного домостроения вырос. Уже весной, с начала дачного сезона мы зафиксировали рост спроса на материалы для теплоизоляции.
— Помимо жилья, в регионе, по заверениям властей, продолжались работы на культурных, социальных объектах. Расскажите, для каких значимых объектов для Казани и РТ закупалась продукция?
В 2020 году особенно запомнился уникальный проект — реконструкция культурного центра «Чулпан». Это очень значимый объект, он участвует в президентской программе реконструкции дворцов культуры. Каменная вата использовалась для утепления кровли и фасадов, что положительно отразится на пожарной безопасности здания и повысит его энергоэффективность.
С использованием продукции и решений ROCKWOOL также были построены и реконструированы такие знаковые объекты в регионе, как Национальная библиотека Республики Татарстан в Казани и первый полилингвальный комплекс «Адымнар» с углубленным изучением русского, татарского и английского языков. Поставлялась продукция и на такие важные объекты, как онкогематологическое отделение Детской больницы. Мы обеспечили изоляционными материалами и спортивные объекты региона: экстрим-парк «Урам» в Казани, который стал самым большим в регионе, и тренировочные футбольные манежи «Максат» в Казани, «Победа» в Набережных Челнах и «Чулман-Арена» в Нижнекамске. Капитальный ремонт кровли завода «КАМАЗ» также не обошелся без изоляции из каменной ваты.
— Обращались ли вы к государству за какими-либо отсрочками, льготами? Пользовались ли мерами господдержки либо же в этом не было необходимости?
ROCKWOOL – компания, включенная в список системообразующих предприятий РФ. Мы всегда открыты для взаимодействия с органами власти, принимаем активное участие в госпроектах, таких как программа капитального ремонта и реновации жилых и общественных зданий, строительство медицинских учреждений (поликлиник и госпиталей). В Татарстане получали и получаем поддержку и видим, что руководство региона искренне заинтересовано в инвестициях и поддержке инвесторов.
Кластерный подход
— Власти Татарстана активно формировали кластер по производству стройматериалов и других материалов, необходимых для строительства. В чем преимущества кластерного подхода?
Кластерный подход выгоден и для экономики региона, и для самих компаний, и для конечных потребителей. Значимость строительных производств как единого целого превышает отдельную значимость каждой его составной части, каким бы развитым и технологичным не было предприятие.
Татарстан – особенный регион. Здесь появился наукоград Иннополис, были построены объекты для Универсиады и Чемпионата мира по футболу, изменилась инфраструктура Казани, и все это за последнее десятилетие. Такое мощное развитие просто невозможно без кластера по производству современных, качественных, надежных материалов для строительной отрасли. Девелоперам гораздо проще приобретать местную продукцию, нет проблем с логистикой, не нужно переплачивать за транспортировку.
Есть преимущества и для конечных потребителей – товары местных поставщиков в изобилии представлены в онлайн и оффлайн магазинах. Люди получают разнообразный ассортимент и быструю доставку – не нужно ничего заказывать и ждать из Москвы или Санкт-Петербурга (как это нередко случается в регионах). Появление региональных кластеров однозначно помогает снять нагрузку с центральных предприятий, а также дает новые рабочие места для жителей.
— В Татарстане на протяжении последних, как минимум, лет 20 власти уделяют повышенное внимание вопросам энергоэффективности. На ваш взгляд, какова ситуация сейчас и какие есть точки роста?
Татарстан действительно один из регионов-лидеров в данном вопросе. Каменная вата ROCKWOOL не просто способствует повышению энергоэффективности, но и позволяет зданиям проходить сертификацию по стандартам LEED и BREEAM. Использование каменной ваты в строящихся и реконструируемых зданиях обеспечивает от 50 до 90% потенциала энергосбережения, правильная теплоизоляция способна сократить потребности в отоплении до 70%. Вообще, повышение энергоэффективности зданий – это не только экономически эффективная стратегия, но и существенный вклад в уменьшение выбросов углерода, а значит, и в решение проблемы изменения климата.
Правда, пока что энергоэффективные здания занимают небольшую долю в общей массе сооружений: например, в Европе только 3% жилого фонда соответствует наиболее эффективной маркировке – классу А. В России всего около 100 таких домов. Все остальные здания нуждаются в модернизации, и именно капитальный ремонт и совершенствование конструкций я бы назвала необходимой точкой роста. Да, это затратный процесс, но в итоге он положительно сказывается на бюджетах: согласно данным Всемирной сети по эксплуатационным характеристикам зданий, почти каждый доллар, вложенный в модернизацию, окупается двукратно.