Открытый рынок: власти РТ ждут в Казани девелоперов из Москвы
24 декабря президент РТ Рустам Минниханов на пресс-конференции по итогам года высказал мнение, что интерес федеральных игроков строительного рынка к Казани начнет расти.
«Мы не закрыты для крупных застройщиков из других регионов. Но им не был интересен наш рынок. Дело в том, что маржинальность в Московской области выше. Но сегодня в Казани наблюдается высокий спрос на жилье. Компании увидели, что это достойный город в части маржинальности. Сейчас крупные игроки рассматривают Казань, так как она обретает облик современного города. На данный момент порядка 30% тех квартир, которые мы строим, покупают жители других регионов. Это хорошо», – сказал Минниханов, возглавляющий в Госсовете России комиссию по строительству, ЖКХ и городской среде.
В течение 2020 года власти неоднократно декларировали, что стройки из-за пандемии на территории республики не останавливали. Как сообщили РБК Татарстан в минэкономики РТ, объем работ в жилищном строительстве, по итогам 11 месяцев, превысил показатели аналогичного периода прошлого года на 18,6%.
Председатель совета директоров ГК «Садовое кольцо» Сергей Колунов в интервью РБК Татарстан подтвердил, что строительство в Казани останавливать не пришлось. «Садовое кольцо» – первая компания из Москвы, которая приступила в 2018 году к строительству жилого комплекса в столице Татарстана.
Беспрецедентный год
— Как отразилась пандемия коронавируса на деятельности девелоперов в 2020 году? Пришлось ли останавливать стройки?
В Московской области, откуда наша компания родом, мы вынужденно остановили стройку на два месяца. В Татарстане, как и в Башкортостане, мы не останавливались ни на один день. Этот год по объемам строительства не отличался от предыдущих, единственное, эмоциональный фон был печальнее.
— Не наблюдалось ли дефицита кадров на строительных площадках из-за закрытых во время пандемии границ, что препятствовало приезду иностранных рабочих??
У нас дефицит кадров не зависит от пандемии. Мы не являемся строительной компанией, которая нанимает людей по головам. Мы привлекаем подрядные или генподрядные организации.
Сейчас на строительстве ЖК «Savin House» в Казани работает два генподрядчика, для помощи которым мы добавили еще несколько подрядных организаций. Какая у них ротация кадров, нам все равно. Мы наблюдали сбои, но не из-за пандемии, а из-за сезонности.
— Много ли было заболевших среди ваших сотрудников?
В первую волну боялись почти все, но заболели немногие. Во вторую волну наоборот. В офисе работает тридцать человек, из которых шестеро переболели. На стройке жилого комплекса в Казани у нас занято порядка 450-500 человек, среди которых было один-два заболевших, причем, скорее всего, они заразились не на работе. Видимо, сказались пребывание на свежем воздухе, физическая нагрузка и дистанция между строителями. Офисные работники оказались более подвержены заражению, поэтому мы даже подумываем вернуться к занятиям зарядкой.
— Из-за пандемии были нарушены связи с иностранными производителями, в том числе строительных материалов. Повлияло ли это на деятельность вашей компании?
Около 95-97% материалов, которые мы используем для строительства объектов, отечественного производства. Поэтому данное обстоятельство нас не коснулось.
— Как обстоят дела со стройматериалами в Татарстане?
Себестоимость строительных материалов в республике выше. При этом здесь более дешевая рабочая сила. Мы испытывали проблемы с газобетоном, везли часть его из Ульяновска и Самары, а также с лестничными маршами, потому что мы покупаем их готовыми. В Татарстане мы их купить не смогли. Невелик выбор отделочных материалов – порядка 5-6 наименований. Тротуарную плитку, к примеру, нам пришлось везти из Москвы.
Москвичи в Татарстане
— На каком месте вы ощущаете себя на строительном рынке Казани по объему введенных квадратных метров жилья?
Когда 2,5 года назад мы заходили на рынок, у нас не было задачи войти в десятку компаний по площади построенного жилья. Мы планировали реализовать проект, чтобы на нас обратили внимание. А после этого вплотную заняться тем, чтобы выйти на топовые позиции по вводу жилья.
В строящемся в Казани ЖК «Savin House» 62 тыс. кв. метров продаваемой площади и 1 тыс. квартир. По договорам долевого участия (ДДУ) мы должны сдавать дом в конце 2021 года. Физически мы закончим его в этом году, и с марта начнем передавать квартиры жильцам.
Мне было интересно, что мы стартовали с цены в 85 тыс. рублей за кв. метр и закончили 180 тыс. рублей за кв. м: появился другой покупатель, который готов к покупке жилья, в среднем, по 110 тыс. рублей за «квадрат».
— Какие у вас отношения с коллегами по рынку в Татарстане?
Мне профессиональная среда показалась здоровой. Хотя, когда мы зашли на рынок, у нас не было конкурентов. Но есть коллеги, которые реализуют интересные проекты. Например, мне нравятся «Унистрой», «СМУ-88» и другие.
— Год от года у людей повышаются требования к качеству, в том числе и приобретаемого жилья. Есть ли у казанцев завышенные или специфические требования?
В Казани рынок вообще не капризный, по сравнению с Московской областью. Здесь люди говорят «спасибо» за то, что ты делаешь.
В Казани, как мы заметили, люди очень любопытны к нововведениям. Есть технологические «фишечки» — в дома заходят по карточкам, а мы пошли дальше и сделали распознавание по лицу. Но также мы дарим всем жильцам брелок на ключи с нашей эмблемой, в него вмонтирован датчик, который можно прижать к двери, и дверь откроется.
На въезде в паркинг у нас автоматически считываются номера, пульт не нужен. В этом есть плюс и для эксплуатационной компании — нет торговли местами, пульты не передают друг другу.
Счета за коммуналку приходят в электронном виде, их можно привязать к карточке. Если подписываешь договор, то они будут оплачиваться автоматически.
— Есть ли понятие справедливой стоимости квадратного метра в разных городах страны? Какова она в Казани?
Да, есть. Если говорить о Казани, то этот показатель будет разниться от района к району. Например, «справедливая девелоперская цена» для центра города, Вахитовского района, в среднем, составляет 120-140 тыс. руб. за кв. метр. Я не говорю о том, к какому классу относится это жилье – комфорт, эконом или бизнес – поскольку, на мой взгляд, вряд ли кто-то будет реализовать в центре столицы некачественные проекты. Вообще, хорошие объекты являются модераторами ценовой политики, все остальные «подтягиваются» до их планки.
Ново-Савиновский район должен быть дешевле, хотя на его территории, как и в центре, осталось мало свободных для застройки участков. Для него я считаю справедливой среднюю цену в 110 тыс. рублей за «квадрат». Если рассматривать в Московский район (в районе ул. Декабристов), то там показатель не должен быть, по моему мнению, выше 80 тыс. рублей за кв. метр. Дальше от центра должно быть дешевле.
Если говорить о ситуации с ценами в целом, то рынок, по моему мнению, сейчас стабилизируется. Осталась еще пара шагов, чтобы покупатели начали голосовать количеством покупок за стоящие объекты, тогда остальные, менее качественные, просядут.
— Бытует мнение, что в Казани на данный момент практически не осталось свободных для жилой застройки участков. Вы планируете строительство новых ЖК в столице Татарстана? Какие локации интересны для девелопера?
Стандартной ситуацией для нас является строительство двух объектов в разных местах, для того чтобы понимать рынок. Идеально иметь три объекта в городе метражом не менее 150 тыс. кв. метров.
Год мы смотрели, как продается Savin House. В течение второго – искали землю. С землей в Казани, действительно, очень сложно. Мы присмотрели поблизости от дворца водных видов спорта два участка земли, ведем переговоры. Думаю, что до конца года по одному участку закроем сделку. По второму полгода договариваемся о цене, есть нюансы. Думаю, что мы закроем сделку до марта следующего года. Два участка в этой же локации ближе к стадиону водных видов спорта мы приобретем.
Еще мы изучаем локацию Речного порта. Это очень интересный вектор развития города. Также мы смотрим на зону «Родины», которая тоже развивается. Там присутствуют все крупные застройщики Татарстана, и мы бы хотели с ними конкурировать по высокой стоимости, качеству и тем услугам, которые мы предлагаем.
Импульс 2020-го
— 2020-й год ознаменовался сменой руководства строительного комплекса и приход туда людей-профессионалов, которые близки к строительству. Одним из них стал Марат Хуснуллин, получивший в этом году пост вице-премьера РФ. Кадровые перестановки, на ваш взгляд, возымели какой-либо эффект?
Если говорить о Марате Хуснуллине, то иллюстрацией его работоспособности является преображение Москвы в те годы, когда он курировал строительный сектор на посту вице-мэра. Я думаю, что теперь так же преобразится и вся страна.
Я мало знаю людей, которые обладают такой работоспособностью, как у Марата Хуснуллина.
Если отвлечься от личности вице-премьера, то я могу выделить беспрецедентную программу ипотеки с государственной поддержкой, запущенную в период пандемии. Строительный комплекс прочувствовал эффект этой программы. Она придала продажам серьезный импульс.
— Сколько процентов ипотечных денег пришло вам в проект?
Если говорить о ЖК в Казани, то порядка 50%. В домах бизнес-класса небольшой процент ипотечников. Взять к примеру комфорт, который мы строим в Башкирии или Московской области, то уровень доходит до 90%. То есть люди не боятся идут и покупают в ипотеку.
Рынок устоял в пандемию, в том числе благодаря политике поддержки отрасли. Никогда не было такой ипотеки. Нас немного раздели эскроу-счета, комиссии банка. Однако они убрали с рынка непрофессиональных игроков.