Татарстан рассчитывает за 15 лет увеличить ВРП в четыре раза
Документ, насчитывающий 152 страницы, размещен на сайте tatarstan2030.ru 22 января и открыт для комментариев любого пользователя после регистрации. Разработчиком стратегии выступил Леонтьевский международный центр социально-экономических исследований. С октября 2014 года документ прошел слушания в республиканских министерствах, а в январе-марте должен пройти общественное обсуждение и дойти до парламента, который запланировал рассмотреть его в третьем квартале 2015 года.
Стратегия предусматривает серьезный экономический рывок Татарстана начиная с 2025 года после накопления инвестиционного капитала в пяти производственных кластерах – топливно-энерго-химическом, обрабатывающем, агропромышленном, инфраструктурном и кластере услуг. ВРП Татарстана, согласно стратегии, должен планомерно возрастать и к 2030 году достигнуть 6,996 трлн руб. – в 4,3 раза выше, чем по итогам 2014 года. Это цифра так называемого оптимистичного сценария: согласно инерционному сценарию, при котором размер инвестиций будет сильно сдерживаться, ВРП вырастет на 4,2 трлн руб., а базовый сценарий предполагает его рост до 5,5 трлн руб. Размер инвестиций в основной капитал для достижения наилучших показателей оценен в 18,223 трлн руб.
Для реализации столь масштабных экономических задач нужны серьезные инфраструктурные затраты. В стратегии указано, что дорога между тремя агломерациями (Казанской, Камской и Альметьевской) не должна занимать дольше 1,5-2 часов, а в Москву и Санкт-Петербург – 4-8 часов. Этой цели помимо трассы М7 и «Европа-Западный Китай» послужат ВСМ «Москва-Казань» и новая автодорога «Чистый путь». Последний должен связать казанскую и закамскую зону. Еще один новый транспортный проект – «АлаБег» - дорога с мостом через Каму, связывающая особую экономическую зону «Алабуга» и аэропорт «Бегишево», который возьмет на себя основную нагрузку по перевозкам пассажиров Закамской зоны. Все затраты на разветвленную транспортную сеть по республике оценены в 1,4 трлн руб. до 2030 года.
От положения «Татарстан – передовой регион России» за 15 лет республика должна перейти в позицию «Татарстан – лидер», «центр полюса роста «Волга-Кама», «представитель России в глобальной конкуренции». В планы правительства входит и рост гражданской заинтересованности в развитии региона: вместо «Татарстан – место, где я живу» житель республики к 2030 году должен осознать, что «Татарстан – это я».
Разработчики документа констатируют, что ряд проблем развития Татарстана связаны с неэффективным госуправлением. В их числе – «гиперцентрализация управления, единственный центр принятия решения – президент», «громоздкая система органов власти», и в то же время «нет единого центра ответственности за стратегии и авторитетные проекты: ответственность размыта». В целом государство превалирует в управлении экономикой и социальной сферой, подчеркивается в стратегии. К 2030 году глава Татарстана «делегирует ответственность и контролирует достижение результатов в рамках надежной системы управления», структура власти «оптимальна». Бизнес должен включиться в процесс «на началах сотрудничества при условии наличия собственной долгосрочной стратегии и готовности к преобразованиям». При это доля малого и среднего бизнеса должна достигнуть 30-40% (сегодня - около 25%).
Уйти от сырьевой зависимости, между тем, Татарстану через 15 лет не удастся. Доля топливно-энергетического комплекса в ВРП региона к 2030 году снизится с 33% до 27%, на него же придется треть от общего числа инвестиций. Подрасти должны доли обрабатывающего (почти вдвое), туристского и ИТ-комплексов, а также производств, связанных с здравоохранением и наукой.
Корректировать стратегию предполагается раз в три года, а раз в шесть лет - полностью обновлять набор стратегических документов. В ежегодном послании глава Татарстана должен будет оценивать, насколько республика движется в соответствии в намеченными планами стратегии, говорится в документе.
Елена Иванова