Казанский автовокзал "Южный" выставили на торги
15 июня на электронной площадке "Сбербанк-АСТ" пройдут торги по продаже здания автостанции и земельного участка под ней на ул. Оренбургский проезд в Казани, сказано в опубликованных накануне материалах Единого реестра банкротств АИС. Это здание автовокзала "Южный", который в апреле закрывали на две недели из-за отсутствия у здания документов на ввод в эксплуатацию. Двухэтажное здание площадью 2,5 тыс. кв. м - недострой, оно готово всего на 70%, сказано в документах. Вместе с земельным участком в 10 тыс. кв. м оно продается оно за 52,5 млн рублей - втрое дешевле, чем было вложено только в строительство автостанции, и вдвое дешевле своей оценочной стоимости на 2014 год, которая составила 105 млн руб.
"Южный" - второй по значимости автовокзал города с капитальным зданием после "Центрального" на ул. Девятаева. Через него проходят 75 ежедневных и 33 регулярных рейса в 35 населенных пунктов России, например Уфу, Набережные Челны, Нижнекамск, Нижний Новгород, Оренбург, а также туристические маршруты в Болгар и Свияжск. Пропускная способность "Южного" составляет 4-5 тысяч пассажиров в сутки. В здании автовокзала расположены кассы, зал ожидания, комната матери и ребенка, медпункт и камеры хранения.
Здание автовокзала в 2009 году построило частное ЗАО «Холдинговая компания «Республиканское объединение автовокзалов и автостанций». Строительство обошлось в 150 млн рублей, на открытии присутствовали премьер-министр РТ Рустам Минниханов, мэр Казани Ильсур Метшин, министр транспорта и дорожного хозяйства республики Геннадий Емельянов и другие чиновники. В 2011 году ЗАО вступило в первую стадию банкротства - наблюдения, затем - в стадию конкурсного производства, а сейчас конкурсный управляющий объявил в рамках дела первые торги.
Половину апреля здание "Южного" не работало, поскольку было опечатано судебными приставами из-за отсутствия у собственника документов на ввод в эксплуатацию. Пассажиров отправляли в путь прямо с улицы, а билеты продавала временная касса в микроавтобусе. Проблемой занялся татарстанский минтранс, который и сообщил позднее о возобновлении работы вокзала. По словам пресс-секретаря министерства Наили Клевлеевой, конкурсный управляющий объектом подавал в суд соответствующее ходатайство.
Государству автовокзал не нужен, сказал РБК-Татарстан основной владелец Центрального автовокзала Казани и гендиректор Казанского ПАТП №1 Леонид Наумов. "Едва ли государство в лице муниципалитета города Казани или минтранса сейчас на себя такую ношу возьмут. У властей более важные вопросы, и с этим они не будут возиться", - считает он. Его слова подтвердила и Наиля Клевлеева: в министерстве транспорта не идет речи о выкупе "Южного", сказала она РБК-Татарстан. "В бюджете денег (на автовокзал) нет", - заметила она. В казанском исполкоме на запрос РБК-Татарстан не ответили.
По мнению Наумова, "Южный" по уже сложившейся на рынке практике выкупит один из казанских пассажирских перевозчиков. С 1992 года татарстанские автовокзалы в крупных городах - Казани, Набережных Челнах, Альметьевске, Нижнекамске - были приватизированы местными ПАТП и сейчас управляются ими. И хотя государство деятельность автовокзалов не финансирует, владельцы с этим бизнесом справляются, говорит Леонид Наумов. "Транспортные предприятия уже адаптировались, привыкли на этом рынке работать. Свои точки формируются, свой коллектив, связи", - говорит он.
Владельцу Центрального автовокзала покупка "Южного" неинтересна, заявил Наумов. По его сведениям, "Южным" интересуется один из крупнейших пассажирских перевозчиков Казани - ООО "Буревестник", который сейчас арендует площади автовокзала. "Насколько я знаю, "Буревестник" сейчас арендует и вроде поставил перед собой задачу его со временем выкупить", - сказал Наумов. Подтвердить эту информацию в самом "Буревестнике" не удалось: гендиректор компании находится в отъезде и не может дать комментарий на этот счет, сообщили РБК-Татарстан в приемной. "Мы пока арендуем", - сказала наша собеседница из "Буревестника".
Между тем ситуация с "Южным", по-видимому, возбудила интерес антимонопольных органов: днем ранее в татарстанском УФАС состоялось заседание с представителями Минтранса по контролю госорганов за рынком междугородних перевозок. В УФАС РБК-Татарстан сообщили, что заседание касалось только Центрального автовокзала и не имеет отношения к Южному, на днях же, судя по анонсам, должно пройти заседание и по Зеленодольскому автовокзалу. "Вчера антимонопольный комитет этот вопрос рассматривал и комитет по транспорту (города) - как рынок вообще выглядит, как он управляется. Но рынок ничем не управляется - как в мутной воде, и очень хорошо чувствуются недобросовестные перевозчики", - считает гендиректор КПАТП-1.
Елена Иванова