Зеленодольский завод им.Горького договаривается о достройке военных судов в Крыму
Зеленодольский завод им. Горького намерен возобновить достройку судов военного назначения в Крыму, где до 1994 года у предприятия была сборочная база. Предприятие ведет переговоры о долгосрочной аренде достроечной площадки на базе простаивающего судостроительного завода «Залив» в Керчи. По словам экспертов судостроительной отрасли, Крым располагает развитой судостроительной инфраструктурой, и сотрудничество заводов могло бы принести хорошие плоды обоим. Однако достроечным набережным завода «Залив», возможно, понадобится серьезная модернизация.
Как сообщил РБК-Татарстан источник на зеленодольском заводе им.Горького, предприятие ведет переговоры с руководством судостроительного завода «Залив» о возобновлении достройки судов на базе керченского предприятия. Подробности переговоров стороны на разглашают, однако известно, что речь идет о долгосрочной аренде, право на которую было утеряно вместе с распадом СССР, когда Крыма стал частью независимой Украины. В первую очередь, завод намерен проводить на базе достройку, а также швартовные и ходовые испытания судов военного назначения.
Площадка завода «Залив» позволяет достраивать 2-3 корабля в год на двух глубоководных набережных длиной 278 и 240 метров, оснащенных крановым оборудованием. Для проведения швартовных и ходовых испытаний строящихся судов завод располагает также плавучим краном грузоподъемностью 100 тонн, буксиром и водолазным катером.
Как рассказали РБК-Татарстан на заводе им.Горького, достроечная база в Керчи была в ведении зеленодольского предприятия до 90-х годов, и на «Заливе» до сих остались ее сотрудники. «Старый договор аренды истек, но заключить новый не представлялось возможным – военные корабли достраивать на территории иностранного государства невозможно. В любом случае, такие договоренности оформлять с Украиной было сложнее и дороже», - пояснил источник.
В пресс-службе завода «Залив» РБК-Татарстан подтвердили, что представители зеленодольского завода посещали «Залив» на прошлой неделе, но подробности переговоров не сообщили.
Как рассказала РБК-Татарстан представитель «Залива» Марина Романика, в последний год у предприятия не было ни одного заказа на строительство судов. Достройкой же кораблей «Залив» не занимается уже много лет. «Последний судостроительный заказ для Норвегии мы выполнили в середине прошлого года, с тех пор завод простаивает, сотрудники находятся в отпусках за счет. В ситуации, в какой находится сейчас завод, нам было бы выгодно партнерство в любом виде», - сказала она.
С 2006 года, после покупки завода украинским миллиардером Константином Жеваго, предприятие занималось только производством «максимально насыщенных» корпусов, достроечные работы которых проходили на верфях в Голландии или Норвегии. В июле 2013 года завод «Залив» стал совладельцем (70% акций) двух судостроительных предприятий норвежской компании Bergen Group ASA. Предполагалось, что покупка заводов в Норвегии позволит наладить более стабильную работу, однако предприятие до сих находится без заказов и работы.
Зеленодольский завод им.Горького продолжает техническое перевооружение производственных мощностей и наращивание объема госзаказа. Сегодня госооборонзаказ в структуре производства предприятия занимает более 85%, а предприятие обеспечено заказами до 2022 года. В 2013 году завод построил для ВМФ малые ракетные корабли "Град Свияжск" и "Углич" и два противодиверсионных катера. Сейчас на заводе строятся еще три малых ракетных корабля, которые должны быть сданы в 2014-2015 годах.
Аналитики отмечают, что организация достройки судов зеленодольского завода в Керчи принесет дивиденды и татарстанскому предприятию, и керченскому, где достроечные площадки простаивали годами. По словам эксперта Центрального военно-морского портала Валерия Валькова, для зеленодольского завода, успешно справляющегося с госзаказами и работающего в основном с министерством обороны РФ и Черноморским флотом, крымская достроечная площадка - хороший выбор.
«Керченский завод имеет развитую судостроительную инфраструктуры – располагает обширными складскими площадками, имеет налаженное железнодорожное-паромное сообщение с Краснодарским краем. Кроме того, такая аренда будет ниже, чем на каком-либо российском предприятии, предполагается и относительная дешевизна рабочей силы. Хотя, конечно, потребуются вложения в модернизацию базы», - говорит он.