Минкультуры РТ намерено спасти от закрытия филиал художественного института Сурикова
Набор студентов в казанский филиал института им. Сурикова в 2014 году прекращен из-за отсутствия финансирования. По словам Аюповой, сейчас в институте проводится работа по приведению штатной численности в соответствие с государственными требованиями, и штатный персонал уже сократили до 63 человек. На 1 сентября 2014 года в институте им. Сурикова на 76 студентов приходилось 69 работников учреждения. Из них только 18 преподавателей, все остальные — административно-управленческий и хозяйственный персонал.
Как рассказал РБК-Татарстан один из преподавателей филиала Зуфар Гимаев, с сентября сотрудникам начали задерживать зарплату. Однако, по словам Ирады Аюповой, на 11 ноября на бюджетных счетах института оставалось около 900 тыс. рублей и более 300 тыс. на счетах от внебюджетной деятельности. Зарплату своим сотрудникам с опозданием начисляла администрация учреждения.
«Отсутствие нового набора студентов также не связано с финансированием. Оно связано с отсутствием основы для аккредитации. Чтобы набрать людей, вуз должен быть должным образом аккредитован», - пояснила замминистра. Однако с этим имеются определенные сложности - отсутствует решение о создании филиала на уровне правительства РФ и документы, регламентирующие деятельность филиала на федеральном уровне. В структуре госзаказа на подготовку кадров, которая есть в московском институте им. Сурикова, казанский филиал не присутствует. Соответственно, его нет и в строке бюджета. «Возможно, это была недоработка со стороны администрации Суриковского института», - отмечает Аюпова.
Решать проблему Татарстан рассчитывает совместно с руководством федерального института. Ведь казанский филиал был создан в 2007 году как партнерский проект между Российской академией художеств, московским художественным институтом им.Сурикова и правительством РТ. До 2013 года финансирование должно было производиться за счет республиканского бюджета, а затем его должен был взять на себя головной вуз. Однако в прошлом году срок соглашения истек, и с 2014 года Татарстан продолжает финансировать институт на основе условного соглашения, выделив на его поддержку еще 11,4 млн рублей.
«Без продолжения партнерских отношений с Российской академией художеств это дело не сдвинется с мертвой точки», - уверена Аюпова. Поэтому в декабре министерство культуры Татарстана планирует встречу с ректором института им. Сурикова Анатолием Любавиным, чтобы обсудить перспективы исполнения федеральным институтом тех обязательств, которые он в свое время на себя брал.
“Этот вуз нам всем очень важен», - подчеркивает замминистра культуры РТ. - Мы планируем продолжить финансирование института им. Сурикова и в будущем, при условии, что всё это будет находиться в правовом поле.
На момент написания публикации получить комментарий головного вуза РБК-Татарстан не удалось.
Председатель Союза художников РТ, художник-живописец Зуфар Гимаев, работающий в филиале института Сурикова по совместительству, считает, что его нужно сохранить, однако преподавательский состав нуждается в повышении зарплаты. "В среднем преподаватели получают 6-7 тыс. ежемесячно, те, кто берут дополнительные нагрузки — получают 10 тыс. Натурщики, которые работают в школах, и то получают больше. Я работать там не хочу, работаю из-за того, что там есть талантливые ребята, которых не хочется оставлять", - рассказал он РБК-Татарстан.
"Конечно, плохо, если казанский филиал института закроют. На его содержание не такие большие деньги нужны. Мы с таким трудом его открывали, и те ребята, которые в Москву, в Питер не могут попасть — они могут получить у нас образование такого же уровня", - говорит Гимаев.
В художественном преподавательском составе Казани ходят и противоположные мнения. Так, один из преподавателей художественного училища им. Фешина, художник Айрат Хамидуллин считает закрытие филиала Суриковского института целесообразным. По его словам, качество образования в его собственном училище в разы выше. «Нет смысла штамповать "уцененных" специалистов, - отмечает он. - А бюджетные деньги лучше направить на реконструкцию здания".
Лилиана Набиуллина