Ущерб от пожара на вьетнамском рынке составил 1 млрд рублей
Как рассказала РБК-Татарстан владелица ООО "Витарус" (управляет рынком) Дао Тхи Кой, каждый предприниматель потерял в пожаре от 500 тысяч до двух миллионов рублей. Она уточнила, что сгорело три павильона площадью 4 тыс. кв. м, что составляло почти половину рынка. Его общая площадь вместе с зоной парковки составляет 10 тыс. кв.м.
Мадам Кой намерена восстановить торговые павильоны. Уходить с вьетнамского рынка, на котором торговали 13 лет, по словам мадам Кой, не хотят и предприниматели: "Они намерены взять кредиты и продолжить работу здесь". Пока же управляющая рынком хочет организовать временную уличную торговлю вокруг сгоревшего рынка и ждет согласия казанского исполкома.
Ее слова РБК-Татарстан подтвердила и член профсоюза предпринимателей вьетнамского рынка Эльвира Шамсутдинова. "Сейчас каждый сам за себя, каждому надо устроиться. Никто просто так на рынке место не дает, надо находить новое место - вот этим все занимаются... Все надеются, что мадам Кой построит новый павильон. Сегодня она проводила собрание и дает нам надежду", - рассказала она.
Предпринимательница утверждает, что о поиске виновного в пожаре и получении каких-либо компенсаций люди и не думают. "Предприниматели "Новой туры" обращались в суд, и какие результаты?" - задала она риторический вопрос. Напомним, что в мае 2013 года новый павильон торгового комплекса под Казанью сгорел при так и не выясненных обстоятельствах, ущерб составил $120 млн. Обратившиеся в суд торговцы за компенсациями остались ни с чем: уголовное дело по факту пожара приостановили в ноябре и до сих оно остается без движения.
Председатель профсоюза предпринимателей малого и среднего бизнеса „Новая Тура“ Танзиля Сариева, пообщавшаяся с погорельцами, рассказала РБК-Татарстан, что не все из них верят в вероятность возобновления работы на вьетнамском рынке. Поэтому некоторые уже переезжают на другие рынки, например расположенный неподалеку «Биг зур». Они мотивируют свое решение тем, что исполком уже собирался запретить торговлю на Вьетнамском рынке после пожара в 2006 году «Новой Туре», а позднее - еще в 2011 году, когда у рынка возникли сложности с надзорными органами. Дао Тхи Кой удалось отстоять право на торговлю, модернизировав рынок и убедив городские власти, что его павильоны являются капитальным строением, однако на этот раз чиновники могут не пойти ей навстречу, объясняет Сариева.
Погорельцы уничтоженного за день до пожара на вьетнамском рынке «Караваева» уже обратились к президенту с просьбой о поддержке, рассказал РБК-Татарстан бизнес-омбудсмен при президенте РТ Тимур Нагуманов. «Это письмо попало и ко мне. Мы сейчас изучаем ситуацию», - сказал он. Омбудсмен пообещал, что будет следить за ходом событий - в частности, за тем, чтобы следствие возбудило уголовное дело и довело его до конца. Однако, по мнению Нагуманова, с учетом опыта "Новой туры" получить какие-либо компенсации погорельцам будет трудно: «Ключевая проблема предпринимателей в том, что их имущество не застраховано. Требовать возмещения ущерба они могут только с виновного лица, которое должно установить следствие. А это сделать не так просто».
Гульназ Шарафутдинова, Дина Валиуллина