Большие проблемы малого бизнеса: бизнес и власть обсудили кадровый голод
Тема дефицита кадров из-за высоких зарплатных ожиданий казанцев открыла встречу в формате «Бизнес и власть: откровенный разговор» с участием министра труда, занятости и соцзащиты РТ Эльмиры Зариповой и главы Гострудинспекции РТ Евгения Костюшина, которая состоялась 16 декабря. Подняла ее предприниматель Марина Абдуллина - генеральный директор группы компаний «Богема», которая занимается народно-художественными промыслами, изготовлением, продажей подарков и сувениров. Она не только эмоционально посетовала на нехватку кадров, но и заявила что центры занятости города «работают неэффективно, чтобы поставить печать».
«Есть ли у власти какие-то другие решения? Как решить эту проблему?» - вопрошала бизнес-леди. По ее словам, ее бизнесу требуются и рабочие, и продавцы, которым предлагают от 15 тысяч рублей плюс проценты с продаж.
«Последнее время у нас все просят большую зарплату, привыкли работать, но не зарабатывать. У нас надо зарабатывать. Но люди вообще не хотят работать», - заявила М.Абдуллина. Предприниматель добавила, что, по ее мнению, есть слои населения, которым требуется работа и которые не обращаются в центры занятости.
Заместитель председателя правления Союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности РТ, директор швейной мастерской «Ирэн» Ирина Купряхина поддержала гендиректора «Богемы». Предприятие, среди прочего, занимается пошивом школьной формы. Она рассказала, что летом этого года пыталась найти сотрудников в ателье, однако в течение 2 месяцев на вакансии не поступило ни одного отклика. Зарплату швеям, сообщила она, предлагали от 15 тысяч рублей. Когда заказов много, сообщила Купряхина, можно заработать больше – 25-30 тысяч.
«У нас нет больших зарплат. Мы не можем конкурировать ни с Китаем, ни с Вьетнамом (по объему поставок одежды – РБК-Татарстан)», - посетовала И.Купряхина. Она добавила, что нет и желающих пойти учиться на швею. Два казанских училища испытывают дефицит студентов. Предприниматель предложила популяризировать профессии, связанные с пошивом одежды среди молодежи.
«Если бы мы знали, как ответить на этот вопрос, то у нас не было 15,8 тысяч безработных на 28 тысяч вакансий», - ответила Эльмира Зарипова на жалобы бизнесменов на дефицит кадров.
В будущем году минтруд попытается решить проблему, переориентировав центры занятости РТ на работу с предприятиями и бизнесом, чтобы те подбирали персонал по конкретным заявкам. Кроме того, Э.Зарипова предложила пользоваться базой данных «Работа России», участвовать в «нестандартных» ярмарках вакансий, которые, например, в Н.Челнах проводят в трамвае или в казанских торговых центрах.
Министр заметила, что в мегаполисах, к числу которых относится и Казань, людей уже трудно привлечь зарплатой и в 30 тысяч рублей. И ее ведомство знает об этом не понаслышке, сталкиваясь с трудностями в замещении вакантных должностей.
«Из числа молодых специалистов на 30 тысяч рублей уже не идут работать, хотят получать ту зарплату, которую у меня даже заместители министра сегодня не получают», - сказала Э.Зарипова.
Говоря о проблемах легкой и текстильной промышленности, глава отрасли сообщила, что на 2016-2017 года заявлена потребность в подготовке 72 швей. Уже сейчас для швей открыто 179 вакансий, для портных – 14. Среди безработных числится 11 швей. Впрочем, констатировала министр, многие такие специалисты работают нелегально, получая зарплату «в конверте».
По ее мнению, популяризация не поможет привлечь молодых людей в профессию, где заработная плата составляет 15 тысяч рублей: «чтобы мы с вами не говорили». Портными и швеями, по ее мнению, могут работать молодые матери, которым интересен гибкий график.
«Или пересматривайте экономику вашего бизнеса», - посоветовала Эльмира Зарипова. В текстильном Иваново, добавила она, заработок сотрудников фабрик находится на уровне 25 тысяч рублей.
Впрочем, уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РТ Тимур Нагуманов заявил, что «не стоит ждать чудес» в плане повышения зарплаты, например, для тех же портных и швей.
«Мы знаем представителей легкой промышленности, как правило, это не те люди, на которых можно показать пальцем и сказать: «Ах ты, негодяй, кладешь в карман много денег, а людям платишь копейки!» Сам рынок диктует такие условия», - констатировал бизнес-омбудсмен.
По его мнению, популяризировать рабочие профессии все-таки не просто нужно, а необходимо, так как детей «с первого класса настраивают, что нужно сдавать ЕГЭ, идти в высшие учебные заведения». Молодые люди мечтают покинуть родные деревни, поступив в вуз. В результате, по мнению Т.Нагуманова, высшее образование стало своего рода панацеей, гарантирующей дальнейшей успех в жизни.
«Может быть, нам стоит снять фильм по примеру «Интернов» для популяризации рабочих профессий?» - предложил Тимур Нагуманов.
Эльвира Зарипова на сей раз поддержала идею популяризации, сообщив, что в СМИ республики запущена масштабная кампания для повышения привлекательности рабочих специальностей среди старшеклассников. Ведется работа даже с воспитанниками детских садов.
«Без идеологии мы никуда не уйдем. Мы целое поколение вырастили девочек, которые смотрели фильмы, где она хочет сидеть дома, ничего не делать, чтобы все было здорово и классно. Или хотят работать где-то, чтобы приходить покрасоваться, поболтать, чай-кофе попить», - заявила Э.Зарипова.
По ее словам, существенным пробелом является отсутствие у молодых людей попробовать себя в той или иной профессии. Поэтому в республике для старшеклассников и их родителей проводят экскурсии на различные предприятия, например, к резидентам ОЭЗ «Алабуги».
«На вопрос: почему пошли в тот или иной вуз, 70% скажут, что так сказали родители. Могу сказать о себе. У меня был красный диплом и ощущение, что я могу стать любым человеком, кроме балерины, потому что нет особенностей», - заявила министр труда, занятости и соцзащиты РТ, завершая дискуссию о дефиците кадров и популярности рабочих специальностей.