Толчок для Закамья: на дорожную инфраструктуру ИнноКама потратят 100 млрд
Правительство Татарстана совместно с минэкономразвития, министерством транспорта, министерством энергетики и минпромом республики разработало проект-распоряжение о создании инновационного обособленного центра ИнноКам, сообщил сегодня министр экономики РТ Артем Здунов. За аналог был взят документ, подготовленный ранее в Томской области для развития научно-образовательного центра. В документе Татарстана, по словам Здунова, акцент ставится на функции ИнноКама как зоны опережающего развития в промышленном узле. На этой неделе проект будет отправлен на межведомственное согласование, а уже потом в правительство РФ.
Одной из главных проблем на пути развития ИнноКама министр назвал возможное увеличение транспортного потока в 3 раза. «Сегодня будут презентованы те проекты, которые мы планируем реализовать в ближайшие 10 лет. И если это будет, то мы столкнемся с определенным транспортным коллапсом», - заявил Здунов. Хотя, отметил он, без привлечения федерального и частного финансирования, по его словам, эти проекты сложно будет реализовать.
Сегодня уже выполняется реконструкция федеральной трассы М7 от Казани до Набережных Челнов протяженность 73 км, которая также станет «толчком» для Закамья. Ремонт дороги должен быть завершен к 2019 году, однако министерство транспорта Татарстана планирует сделать это с опережением срока к 2018. «Единственное, что может помешать развитию данных идей, это ограничение в финансировании», - также подчеркнул министр транспорта РТ Ленар Сафин. По прогнозам после завершения реконструкции дороги пропускная способность направления Казань-Набережные Челны вырастет до 30 тысяч автомобилей в сутки.
Помимо этого, правительство Татарстана планирует строительство автодороги от трассы М7 в районе Мамадыша с мостовым переходом через Каму в районе села Соколка. Дорога будет обходить Нижнекамск и Набережные Челны, что «определит основное направление развития магистрали и позволит сформировать финансово-экономическую модель ИнноКама». Проект будет реализовываться на основе государственно-частного партнерства с привлечением частных инвесторов и до 50% субсидий из федерального бюджета. Поэтому объездная дорога может стать платной. «Если это проект ГЧП, то, безусловно, речь пойдет о платности. Но платность будет рассчитываться из финансовой модели (партнерства – РБК-Татарстан) и возможностей участников этого проекта, - отметил Л. Сафин.
Строительство будет разделено на несколько этапов. Первым станет строительство мостового перехода. Здесь, по словам Сафина, решение уже принято и в настоящее время за счет выделенных из республиканского бюджета 15 млн рублей разработано технико-экономическое обоснование мостовой переправы. Далее будет создаваться финансовая модель и проводиться конкурс на заключение концессионного соглашения и поиска инвесторов. «Инвестор есть потенциальный, в принципе, мы с ними в работе. Поэтому, я думаю, что есть вероятность большая, что мы уже к 17-18 году реализуем данный проект», - добавил Сафин.
Изменения коснутся и железной дороги в Закамье, а именно полигона Куйбышевской железной дороги. По словам министра транспорта, необходимо построить вторые пути на участках «Круглое поле — Агрыз» и «Круглое поле — Биклянь» (5,5 млн рублей), новую нитку железнодорожных путей от станции «Тихоново» до станции «Тракторная» с транзитом на третью очередь ОЭЗ «Алабуга» (1,7 млрд рублей), соорудить на станции «Предкомбинатская» комплекс локомотивно-вагонного хозяйства (1,8 млрд рублей) и расширить ж/д станцию «Тунгуча» (310,0 млн.руб.)
В рамках развития экологически чистого общественного транспорта и снижения уровня загазованности, а также для повышения мобильности населения, в перечень инфраструктурных проектов включены строительство новых трамвайных линий на территории Нижнекамска и Набережных Челнов. Они, по мнению транспортного ведомства, снизят нагрузку на автомобильные дороги и расширят зону перевозок работников промышленных предприятий.
«Проект (объездной дороги – РБК-Татарстан) однозначно будет стоить свыше 50 млрд рублей. Понятно, что это крупный проект: 90 км автомобильной дороги по мостовому переходу, дорога первой технической категории. Строительство железных дорог - свыше 10 млрд рублей», - ответил на вопрос журналистов Сафин по поводу необходимого объема финансирования. В общей же сложности инфраструктурному проекту ИнноКама: автомобильные, железнодорожные линии, трамвайные ветки и другое, понадобится порядка 100 млрд рублей.
Напомним, что на прошлой неделе во время Гайдаровского форума в Москве делегация Татарстана презентовала проект создания на территории Татарстана инновационно-производственного центра «ИнноКам». Президент РТ Рустам Минниханова обозначил «ИнноКам» как новую точку роста для экономики республики. «Сегодня важно находить такие «точки роста», чтобы зарабатывать, создавать добавленную стоимость на территории страны», – подчеркнул глава республики.
Камская агломерация – одна из основных экономических зон развития внутреннего пространства в Татарстане наряду с Казанской и Альметьевской экономическими зонами. Так, сегодня Камская агломерация – это 1 млн человек (26% от населения республики), более 26% ВРП, 43% промышленной и 17% сельскохозяйственной продукции Татарстана, более 40% инвестиций республики, здесь производится 54% российских полимеров, 42% синтетических каучуков России, каждый второй российский грузовой