Китайский производитель поездов хочет поучаствовать в проекте ВСМ "Москва-Казань"
Вице-президент одного из крупнейших китайских производителей железнодорожных поездов компании China CNR Corp Юй Вэйпин заявил об интересе к российской ВСМ, сообщает ТАСС. Компания ведет переговоры о строительстве высокоскоростных железнодорожных магистралей в странах "экономического пояса Шелкового пути" (так в Китае называют масштабный интеграционный проект по развитию экономический связей с Центральной Азией и Россией), однако рассматривает российский проект как один из приоритетных.
"Каждый из проектов строительства ВСМ потребует для реализации от трех до пяти лет", - сказал вице-президент CNR. Первые конкретные шаги Россия сделала буквально в последний месяц, объявив тендер на разработку проектной документации участка от Москвы до Казани. Она должна быть готова к 30 августа 2016 года. Победитель должен провести инженерные изыскания, разработать проект планировки, межевания территорий и разработать проектную документацию для строительства российского участка магистрали за 20,8 млрд руб.
В июле 2014 года руководство РЖД сообщало об интересе других китайских инвесторов к проекту магистрали. Среди потенциальных партнеров проекта из КНР назывались China Investment Corporation и строительно-инжиниринговая компания CREC. РЖД сообщали о возможности привлечь на строительство ВСМ у китайских инвесторов порядка 420 млрд руб.
В октябре 2014 года РЖД, российский минтранс, Госкомитет КНР по развитию и реформе и корпорация "Китайские железные дороги" подписали Российско-китайский меморандум о развитии высокоскоростного железнодорожного сообщения", согласно которому они разработают проект Евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва - Пекин. В качестве части этой линии рассматривается участок Москва-Казань протяженностью 770 км. Дальнейшая трассировка может пройти либо через Казахстан, либо через Алтай, сообщали РЖД.
У российской магистрали есть и европейский пул потенциальных партнеров. Среди них - Deutsche Bank, Deutsche Bahn AG ("Немецкие железные дороги"), Siemens, Vossloh, сообщал в сентябре 2014 года первый вице-президент РЖД Александр Мишарин.
Все ВСМ, которые можно было построить в Китае, уже построены, а местные заводы по строительству магистралей уже стоят без загрузки, поэтому задача Китая - по максимуму выходить на экспортные рынки, объяснил РБК-Татарстан руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского центра Карнеги Александр Габуев. "Но главный интерес китайцев в том, что условием кредитования ВСМ будет поставка оборудования и само строительство. Условно говоря, если поезда от "Сименса", а деньги китайские, то такая схема не пройдет, - говорит он. - Если деньги китайские, значит, поезда тоже должны быть китайские, и возможно, какая-то доля локализации в России - например, доля подряда на самых простых работах".
Частым условием китайской стороны является и привлечение китайской рабочей силы, что, впрочем, зависит от переговорной позиции страны. "В этом требовании есть разумное зерно, учитывая, что в строительстве скоростных магистралей у китайских рабочих куда больше опыта", - говорит эксперт.
Елена Иванова