Падение цен на нефть не угрожает рентабельности добычи в РТ
Падение цен на нефть президент РТ Рустам Минниханов впервые прокомментировал 18 декабря после совещания с полпредом президента РФ в ПФО Михаилом Бабичем и руководством компании "Лукойл". "Могу сказать, что данная ситуация пока не вызывает серьезных проблем для нефтяной отрасли, но в целом для экономики она очень тревожна", - отметил глава республики.
Его слова подтвердил гендиректор нефтедобывающей компании «РИТЭК» (100% «дочка» «Лукойла»), которая добывает около 3% татарстанской нефти, Николай Николаев. «Цена (на нефть – РБК-Татарстан) нас нервирует, конечно, но это не есть катастрофа. С учетом того, что такая волатильность рынка, мы работаем в очень коротких периодах, и на ближайшие три года мы не видим никаких изменений», - заявил он. - «Сегодня мы обеспечены финансами, договорами подряда на краткосрочную перспективу по полной схеме». По его словам, для «Лукойла», «безубыточной» ценой на нефть в является $25 за баррель.
Тем не менее, он отметил, что у компании есть «антикризисный план» работы, если ситуация будет и дальше развиваться в негативном ключе. "Сначала уберем инфраструктурные объекты. Наверное, можно не построить какой-то социально-бытовой комплекс", - сказал Николаев.
При этом, по словам президента "Лукойла" Вагита Алекперова, компания все же рассчитывает на более высокие цены. "Пока мы сделали бюджет исходя из $80 за баррель на первый квартал 2015 года, все объекты сохраняют свои инвестиционные пакеты", - рассказал он после совещания.
В нескольких малых нефтяных компаниях Татарстана эту тему комментировать отказались.
«Суммарные операционные и капитальные удельные издержки на баррель добычи у крупнейших российских нефтяных компаний находятся на уровне окoло $25 и даже ниже в случае с такими компаниями, как "Татнефть" и "Башнефть"», - говорит содиректор аналитического отдела «Инвесткафе» Григорий Бриг. Несмотря на это, он называет ситуацию в нефтегазовом секторе «непростой» не только из-за непростой экономической конъюнктуры, но и из-за санкций в отношении российского нефтегазового сектора. «Реагируя на это, нефтяные компании будут вынуждены сокращать инвестиции в сегмент добычи», - полагает аналитик.
Аналитик ИХ «Финам» Анатолий Вакуленко согласен, что себестоимость татарстанской нефти хоть и может быть выше, чем «лукойловской», но в любом случае не превышает $40 за баррель, до которых мировые цены, по его мнению, вряд ли упадут. «При этом падения спроса не ожидается, и деятельности компаний в Татарстане, по нашим оценкам, ничто не угрожает», - говорит эксперт.
В Татарстане ежегодно добывается порядка 33 млн тонн нефти в год, к 2030 году власти рассчитывают довести этот показатель до 33.5 млн тонн в год за счет разработки трудноизвлекаемых месторождений – сланцевой и битумной нефти. 80% добычи в республике приходится на ОАО «Татнефть», остальное – на 30 малых нефтяных компаний.
Дина Валиуллина