Китай не бросит ВСМ: эксперты РБК-Татарстан о переносе пуска магистрали
Согласно тексту подписанного премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым постановлению график реализации проекта по запуску ВСМ Москва-Казань скорректировали с «с учетом необходимости актуализации и утверждения организационно-правовой модели, изъятия и предоставления земельных участков под строительство железной дороги, проведения инженерных изысканий и разработки проектной документации, выполнения строительно-монтажных работ, взаимодействия с потенциальными инвесторами, производства подвижного состава, внесения изменений в законодательство, создания правовой базы и подготовки кадров».
По актуализированному плану-графику, в I квартале 2016 года будут определены организационно-правовая и финансовая модели реализации проекта ВСМ Москва – Казань, в частности должен определиться круг инвесторов, готовых финансировать проект. В течение года должны быть разработаны технические требования к высокоскоростному подвижному составу, технология его работы и производитель. Само производство поездов для ВСМ должно начаться в 2019 году на территории РФ.
В январе 2016 года в правительство РФ должны поступить предложения о господдержке работ. В это же время определятся источники финансирования инженерных изысканий, разработки проекта планировки и межевания территории и разработки проектной документации, на которые предполагается направить до 20 млрд рублей. В феврале, по плану, будет определен порядок участия инвесторов в строительстве магистрали. Проект планировки должен быть подготовлен в марте 2016 года, инженерные изыскания выполнены в июне, проектная документация - в сентябре этого года.
Во II квартале года планируется определить сроки и источники финансирования проекта, в этот же период должны быть определены основные обязательства РФ и Китая при реализации проекта. Закрепить их правительственным документом тоже планируется в текущем году. Кроме того, в III квартале должно быть подписано концессионное соглашение по строительству и эксплуатации проекта.
Разрешение на строительно-монтажные работы по графику должно быть получено в январе 2017 года, завершить их планируется к июлю 2020 года. Документы на ввод в эксплуатацию ВСМ должны быть получены в декабре 2020 года. К январю 2021 года планируется завершить работу по постановке на кадастровый учет инфраструктурных объектов ВСМ, к февралю – должно быть зарегистрировано право собственности РФ на них.
По мнению старшего аналитика компании «Альпари» Анны Бодровой, причина переноса времени строительства и, соответственно, запуска ВСМ вполне понятна: важнейший инфраструктурный проект требует серьезных финансов и активности. «Именно в данный момент – это трудновыполнимо, но к 2020 году – не исключено. Реалии меняются ежемесячно», - заметила она.
По предварительным договоренностям, напомнила А.Бодрова, китайская сторона готова вложить в проект около 300 млрд рублей, из них 250 млрд рублей — кредиты на 20 лет, остальное — вклад в уставный капитал специально создаваемой проектной компании. По оценке РЖД тогда стоимость проекта превышала 1,06 трлн рублей. «Но все зависит от финального одобрения проекта. А здесь пока полная тишина», - говорит аналитик.
Китай, считает Анна Бодрова, несмотря на падение своих индексов, вряд ли откажется от участия в проекте – это именно то, во что предпочитают инвестировать китайские бизнесмены: понятная схема, востребованное направление, государственная и республиканская поддержка, благоприятные перспективы. Очень важен инновационный проект и для РЖД: локализация производства подвижного состава достигнет 80%.
Аналитик «Финам» Анатолий Вакуленко поддержал коллегу, заявив РБК-Татарстан, что Китай вряд ли решит отказаться от участия в проекте, поскольку строительство высокоскоростной магистрали должно поддержать китайскую экономику. А вот насчет запуска проекта в 2021 году эксперт выразил сомнения. «Разумеется, перенос проекта возможен, что не отменяет его долгосрочного стратегического значения», - сказал А.Вакуленко.
«До тех пор, пока не будет разработан проект ВСМ, который прошел экспертизу, говорить о каких-то сроках преждевременно. В проекте будет, в том числе и календарный план работ, и можно будет объективно говорить о сроке запуска магистрали. Пока же все, что говорится, это желания чиновников, не подкрепленные документами», - считает Ильнур Харисов, генеральный директор группы компаний «Брио», которая занимается проектированием объектов железнодорожной инфраструктуры.
Напомним, что в конце 2015 года стало известно, что на проектирование и инженерные изыскания по проекту ВСМ Москва – Казань – Екатеринбург в 2016 году планируется направить 14,9 млрд рублей. В 2015 году эта сумма составила 6 млрд рублей.
Договор на проектирование ВСМ Москва-Казань подписан ОАО "Скоростные магистрали" и консорциумом проектировщиков при участии ОАО "Мосгипротранс", ОАО "Нижегородметропроект" и China Railway Eryuan Engineering Group Co. Ltd в рамках Петербургского международного экономического форума в июне 2015 года.
Инженерные изыскания по всему участку Москва – Казань возьмут на себя российские участники консорциума. Привлечение китайской стороны планируется в качестве консультантов для сопровождения изыскательских работ.
Протяженность магистрали составит 770 км. ВСМ пройдет по территории 7 субъектов России и будет иметь 15 остановок: 5 в крупных городах (Москва, Владимир, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань) и 10 - региональных. Расчетная скорость поездов на магистрали составит 400 км/ч.