"Вдыхаем Озон.ру": рынок Интернет-покупок в Татарстане пошел резко вверх
23 ноября в Казани открылся собственный пункт выдачи заказов интернет-магазина Озон.ру. «Это наш первый собственный пункт выдачи заказов, при этом мы в Казани присутствуем. У нас сейчас 19 партнерских пунктов выдачи. С открытием данного пункта мы заявляем о нашем интересе и выходе в Казани», - рассказала генеральный директор подразделения доставки Зоя Ли. До этого компания раздавала свои заказы через почтаматы и партнерские пункты. В следующем году компания планирует открыть склад в Казани на 5 тыс. кв м. Открытие склада, по мнению компании, сможет сократить доставку для казанцев до одного дня.
По сообщению пресс-секретаря компании Марии Низамутдиновой, компания выбрала именно Казань, так как рост заказов по итогам 10 месяцев в Татарстане составляет порядка 40%. Кроме того, Казань входит в 10-ку городов по продажам товара из онлайн-магазина. «Конечно, из за того, что доставка в Москве, Питере обеспечена на следующий день, основной рынок у нас там», - добавила М. Низамутдинова. Однако после открытия в республике пункта выдачи заказов (ПВЗ), а затем и склада, компания планирует увеличение спроса в 4 раза за несколько лет.
Открытие пункта выдачи онлайн магазина, действительно, принесет увеличение заказов в несколько раз, считает эксперт по интернет-исследованиям и интернет-маркетингу Федор Вирин. Причина успеха ПВЗ в том, что пользователи видят физическое присутствие виртуального магазина в регионе и от этого готовы ему больше доверять: они знают, куда нести возвраты и предъявлять в случае необходимости претензии. "Почему Казань? Потому что всего тысяча километров. То есть понятно, что, может быть, правильнее было бы открыть в Новосибирске (город более развитый с точки зрения электронной торговли), но близость для Москвы позволяет обеспечить более простую логистику и снизить расходы на открытии пунктов выдачи продажи», - объясняет эксперт выбор месторасположения компании.
Именно благодаря развитой логистической инфраструктуре, уровень продаж одного из конкурентов Озона - компании "Юлмарт" в Татарстане остается стабильно высоким, уверяет региональный директор компании Юрий Мурат. Так, по состоянию на 23 ноября, республика находится на 5 месте по выручке. На сегодняшний день в республике работает 23 пункта выдачи, семь из которых находятся в Казани, и один городской центр исполнения заказов. Компания "Ситилинк", которая занимает одну нишу вместе с "Озоном" и "Юлмартом" и активно развивается в Казани, в момент публикации материала на запрос РБК-Татарстан не ответила.
Тем не менее, Ф. Вирин отмечает, что Казань не входит в топ лидеров по покупкам в Интернет-магазинах. «У вас электронная торговля начала развиваться позже, чем в других регионах. У вас и пользователей Интернета несколько меньше, а вот опытных пользователей еще меньше», - уверяет спикер.
По данным исследования за 2014 год компании Data-Insight, в городах-миллионниках (помимо Москвы и Санкт-Петербурга ) только 40% пользователей Интернета делали хотя бы одну покупку в онлайн-магазинах. Средняя сумма чека жителя Поволжья составляет порядка 2,7 тыс рублей. Житель ПФО делает покупки не чаще семи раз в год. В целом Поволжье находится в топ-3 лидеров среди регионов России по среднему чеку и количеству онлайн-заказов.
Российский рынок E-коммерс, по оценке Ф. Вирина, продолжает набирать обороты. «Оборот Е-коммерс сейчас растет все-таки за счет увеличения среднего чека, который увеличивается за счет инфляции. Но рост количества пользователей и заказов тоже есть, хоть и небольшой», - добавляет эксперт. Одновременно, по его мнению, происходит перетекание покупателей из небольших и средних магазинов к более крупным, так как для них теперь важна не только выгода, но и надежность.
Зоя Ли также отмечает положительную динамику на рынке, однако связывает рост спроса с развитием Интернет-торговли. За последние 10 месяцев у компании увеличился объем заказов по России на 30% и составил 5,3 млн штук. «Рынок развивается и преимущества онлайн-торговли гораздо больше, чем в обычных магазинах. Можно очень быстро сравнить цены. При этом, не нужно куда-то ездить, что-то искать, можно заказать и приехать в ближайший пункт выдачи», - рассуждает представитель компании.
"Под действием экономических факторов клиенты сегодня фокусируются на поиске лучших цен при гарантиях соблюдения всех сервисных услуг, поэтому мы прогнозируем стабильный рост аудитории онлайн-покупателей, в том числе и в регионах России", - считает руководитель из "Юлмарта" Ю. Мурат.