Сладко место пусто не бывает: в Казани вновь заработал Музей чак-чака
Один из частных музеев в Татарстане, вынужденный прекратить работу в середине сентября, сегодня оценивает убытки за несколько месяцев простоя. Как говорит Раушания Сулейманова, одна из владельцев музея, даже при условии небольшого опыта работы (к моменту закрытия заведение работало всего около года – РБК-Татарстан) и неактивного периода туристического сезона, каждый месяц они теряли как минимум 100 тыс рублей. Но самое главное, были отменены многие записи на экскурсии от посетителей, сделанные за несколько недель заранее.
Напомним, скандал с выселением Музея чак-чака из дома Муллина в Старо-Татарской слободе, которое он арендовал у мечети аль-Марджани, разразился в сентябре этого года. Арендодатель постановил музейщикам освободить здание в кратчайшие сроки. Уладить конфликт между ними и руководством культового заведения пытались глава Госкомитета туризма РТ Сергей Иванов и помощник президента республики Олеся Балтусова, которая назвала музей очень важным объектом для туротрасли Казани. Как выяснилось в дальнейшем, руководство мечети, по данным собственника дома - Минземимущества РТ, не имело право сдавать в аренду спорное помещение. Несмотря на участие в споре чиновников, музею пришлось съехать и искать новое здание.
Сегодня Музей чак-чака открылся на улице Парижской Коммуны, тоже в историческом здании. Сотрудники его рассчитывают работать почти все новогодние каникулы, тем более, что запись на экскурсии, по словам Сулеймановой, ведется весьма активно.
«Мы выиграли торги по аренде здания. Это историческое здание - дом Бигаева, купца второй гильдии. Оно довольно большое. Поэтому мы сможем здесь принимать около 30 человек за экскурсию. Учитывая наш формат приема больше и не надо: будет уже для посетителей неудобно. В этом здании помещение со сводчатыми потолками, в котором, по планам, мы хотим сделать чайную. Так что у людей появится возможность не только ходить на экскурсии», - поделилась Раушания Сулейманова.
Напомним, в старом здании, по словам, директора, музей принимал до 7 дневных часовых экскурсий на 15 человек, таким образом, можно предположить, что в новом помещении и с чайной пропускная способность заведения существенно увеличится. Хотя, как отметила Сулейманова, даже с ценами на экскурсии, «не совсем соответствующими Казани» и в самые спокойные дни турсезона Музей чак-чака спада до нуля не ощущал. Формат коммерческого музея, которые в России почти не представлены, оказался, по словам организатора, вполне окупаемым.
«Запись есть. Сейчас с вывесками согласуем, будет, скорее всего, получше. У нас еще есть музейная лавка, поэтому мы себя окупаем», - отметила Сулейманова.
По мнению директора Национального музея РТ Гульчачак Назиповой, частный музей, не традиционный для России, очень трудно сделать коммерчески выгодным.
«В США нет государственных музеев. Прежде чем создать музей, они ищут деньги. Я была на конференции в Бостоне, посвященной столетию Ассоциации американских музеев. Там решили создать музей Бостона. Создали дирекцию, в первую очередь, и стали собирать фонд, который начинает искать деньги под воплощение проекта. А так чтобы существовать за счет своей деятельности – это даже там редкий случай», - отмечает Назипова.
Анна Законова, директор другого частного музея, расположенного в столице Татарстана – Музея советских игровых автоматов, считает, что казанцы к подобному формату проведения досуга не готовы. Поэтому в городе частные музеи не окупаются.
«У нас есть с чем сравнивать. Два точно таких же заведения работают в Москве и Санкт-Петербурге, и они стали коммерчески выгодны. В Казани же мы последний год только и генерировали мероприятия, которые бы привлекли посетителей. Чего, кстати, ни московский, ни питерский музеи автоматов не делали. И поняли, казанцы готовы на них ходить, но не готовы платить. Большую часть расходов у нас, конечно, съела аренда нашего здания (на Кремлевской – РБК-Татарстан). Поэтому наш музей будет официально закрыт 12 января», - заявила Анна Законова.