Склеит ли бизнес Татарстана отношения Турции и РФ "цементным раствором"?
«Я пришел в чиновники из большого бизнеса, из промышленности. И могу сказать, что бизнес всегда держится до последнего. Какое-то время он может и в ноль работать, если понимает, что скоро все пройдет», - ответил на пресс-конференции глава Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ Рафис Бурганов на вопрос, как работающие в республике турецкие предприятия могут отреагировать на сложившуюся политическую ситуацию. Напомним, Р.Бурганов 11 лет проработал на заводе «Казанькомпрессормаш», уйдя в исполком Казани с должности директора по экономике.
По его мнению, турецкие предприятия в России и Татарстане и российские предприятия в Турции не будут делать «громких политических заявлений», а будут работать с правительствами обоих стран. В этом случае, по его словам, бизнес берет на себя миссию не менее важную, нежели сохранение собственного благополучия. «Как цементный раствор он будет способствовать тому, чтобы правительства двух стран не уходили далеко друг от друга», - считает Рафис Бурганов.
«Когда вложены средства, конечно, стараешься удержаться на плаву. Будь то завод «Кастамону» (деревообрабатывающий завод Kastamonu турецкого холдинга Hayat в ОЭЗ «Алабуга» - РБК-Татарстан) или компания из трех человек. 10 млрд рублей для крупного предприятия или 700 тысяч рублей для среднего предприятия: для кого это большая потеря - непонятно. Поэтому бизнес будет стараться, чтобы непонятная ситуация была локализована и стала развиваться в организованном и понятном для бизнеса русле», - резюмировал председатель профильного комитета Госсовета РТ.
Точку зрения представителя парламента республики поддержал глава Госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов. Так, по его данным, продолжается реализация проекта по реконструкции Шамовской больницы, в которую турецкая сеть отелей Rixos вкладывает $30 млн. Напомним, что в историческом здании к 2018 году должен открыться SPA-отель. Реконструкция, по словам главы турведомства, идет по графику.
«Во-первых, этот проект принципиально важен для нашей республики и для города Казани. Это мировой отельный бренд. Мы постараемся сделать все, чтобы этот проект сохранить», - заявил глава Госкомитета по туризму РТ.
В то же время С.Иванов не смог прокомментировать дальнейшие переговоры с турецкой компанией «Догуш Иншаат», которая проявила интерес к татарстанскому проекту туристических кластеров «5 ветров». В августе текущего года глава Госкомитета сообщил РБК-Татарстан, что турки рассматривают перспективу стать инвесторами строительства кластера «Нариман» в Верхнеуслонском районе РТ, который оценили в 451,7 млн рублей. «Догуш Иншаат» была не единственной компанией, с кем мы вели переговоры. Это одно из направлений нашей работы», - заявил чиновник.
Отметим, что по оценке президента Татарстана Рустама Минниханова четверть всех инвестиций в Татарстан идут из Турции.
«Кастамону Энтегре», «Колуман», «Джошкуноз», «Хаят Кимья», «Дизайн групп» и многие другие компании активно работают на территории нашей республики. Я очень рад, что теперь этот список пополнил и «Гемонт», – заявлял президент РТ 20 октября 2015 года после встречи с турецкой компанией «Гемонт», которая строит ряд объектов на ТАИФ-НК.
Общий торговый оборот Татарстана, по данным Татстата, по итогам 9 месяцев составил $10 млрд и около 3% из этого объема приходится на татаро-турецкие деловые отношения. Всего за январь-сентябрь торговый оборот между Татарстаном и Турцией составил $264,1 млн, из которых $162,1 млн приходится на экспорт и $102 млн – на импорт. В аналитических данных Татстата Турция среди стран-партнеров занимает 12 место в сфере торговых отношений с регионом. По информации Агентства инвестиционного развития РТ, в 2014 году внешнеторговый оборот Татарстана составил $21 млрд, из которых 7% приходится на Турцию.
Ухудшение отношений между Россией и Турцией началось после того, как российский Су-24, принимавший участие в антитеррористической операции в Сирии, был сбит 24 ноября турецкими ВВС у турецко-сирийской границы. Президент России Владимир Путин назвал произошедшее «ударом в спину» и констатировал, что происшествие будет иметь серьезные последствия..