Р.Минниханов: Мониторинг цен на продукты - временная, но нужная мера
Тревожный бюджет
Объясняя политику властей Татарстана по сохранению параметров бюджета, сверстанного на основе прошлогодних прогнозов, Минниханов заявил, что сокращать в бюджете просто нечего. «Что касается бюджета, то напряжение есть, есть тревога. Есть такое чувство ожидания. Я понимаю, что санкции, нефть, проблемы в банковской сфере – они создали такую ситуацию, когда это не предвещалось. Но мы посмотрели наши возможности: да, мы пока способны не сокращать. А что сокращать? Зарплаты сокращать нельзя, содержание бюджетных учреждений сокращать нельзя. Все это так впритык, и лишнего жира там нет. Инвестиции - давайте будем сокращать дороги, ремонт многоквартирных домов… Я же не могу сегодня сказать – все, сокращаем детсады», - сказал президент, дав понять, что уже не может отказаться от своих обещаний. «Вот, девушка (указал он на журналистку, интересовавшуюся маткапиталом) собралась замуж, и уже в детский сад записалась», - пошутил Минниханов.
«Я не согласен с тем, что мы пытаемся что-то сократить. Ведь мы стали в два раза беднее, если по валюте посмотреть. Конечно, мы будем стараться выполнить наш бюджет и инвестпрограммы», - подытожил он.
Рустам Минниханов призвал «быть на позитиве». «Все выправится, - сказал журналисткам президент. - Да, будет трудно - ничего страшного. Если вы планировали купить себе BMW – «Приору» купите или вообще воздержитесь. Бывают такие времена».
«Если вы хотите быть счастливым, съездите в Кировскую область, съездите в Ульяновскую», - посоветовал Минниханов. «И у Москвы денег не хватает – у Собянина можете спросить», - заметил он позднее.
Продуктовый мониторинг – временная мера
Отвечая на вопрос РБК-Татарстан, Рустам Минниханов признал, что мониторинг со стороны властных структур продовольственных сетей и товаропроизводителей – «не самый лучший путь», но необходимая «временная мера». По его словам, здесь нужно быть аккуратным, чтобы случайно не погубить предприятия всей продовольственной цепочки. Сейчас, напомним, мониторингом цен на продукты занимаются республиканские минсельхоз и минпромторг, а вместе с лекарствами – еще и УФАС, который с конца 2014 года успел завести по фактам необоснованного роста цен с десяток административных дел.
«Я никому не верю», - ответил он на вопрос о том, кому в данной ситуации больше сочувствует – потребителю или бизнесу. - «Просто надо проверять - есть нормальные экономические законы. Мы должны четко понимать, производитель тоже (порой) безбашенный: есть возможность – давайте поднимем (цены). Когда есть конкуренция, есть производители, механизмы более реальные, но когда есть нехватка какого-то продукта, начинаются какие-то перегибы».
«Сказать, что российский продукт не подвержен валютным колебаниям, неправда. Семена, поголовье, оборудование – очень много импорта. То есть надо посмотреть, сколько в этом продукте есть валютных рисков», - считает президент. - «К этому надо очень аккуратно подходить. Если (могут договориться) два месяца не поднимать цены – значит, есть еще жирок подкожный. Но нужно вникать, откуда продукт пришел, какие затраты. Чтобы не «свалились». Это еще хуже будет, если они «свалятся»».
«Это не самый лучший путь, но это временная ситуация, когда мы на какое-то время можем что-то сделать», - подытожил Минниханов.
Авиакомпания не нужна Казани, но нужна Бугульме
Президент также прокомментировал создание в республике новой авиакомпании «Юго-восток Татарстана», владельцем которой стала «Татнефть». Согласно последним данным, она проходит процедуру юридической регистрации в Бугульме. «Нам собственную авиакомпанию можно и не иметь. Сегодня на рынке много авиаперевозчиков, которые могут оказывать услуги. К сожалению, история авиалиний Татарстана показывает, что это очень сложный бизнес. Получается, что (наши) авиакомпании не способны выполнять свои функциональные задачи. Но есть у нас и бугульминская зона, она нуждается в авиационном крыле – там как раз нефтяники, и авиакомпания, о которой мы говорим, имеет еще и социальную нагрузку», - разъяснил Минниханов.
По его словам, создание ЮВТ - «это общая инициатива» его и «Татнефти». «Я имел разговор с генеральным директором «Татнефти», и я ему сказал, что для того, чтобы бугульминская зона была мобильной, привлекательной, этот элемент должен быть. Для казанского аэропорта проблем нет, для челнинского – может быть, а для Бугульмы это очень важно», - сказал президент.
О сроках начала работы ЮВТ Минниханов сказать не смог: «Я такой человек, который не говорит «когда». А только «да» или «нет»».
На вопрос о том, что президент хотел бы сделать в этом году для женщин Татарстана, он ответил: «Я хочу сделать их счастливыми».
Елена Иванова