Председатель Арбитражного суда РТ обвинил судей в слабой подготовке и халатности
Председатель Арбитражного суда Татарстана Николай Новиков раскритиковал качество работы судей. По его мнению, в республике отменяется много судебных решений из-за волокиты и банальной халатности. Новиков предупредил, что работа каждого судьи отныне будет под его пристальным взором и пригрозил принять к нерадивым коллегам "адекватные меры".
Глава Татарстанского арбитража 20 февраля впервые за всю историю суда провел публичное отчётное совещание, в котором подвел итоги прошлого года. Необходимость этого он связал с предстоящим слиянием Высшего и Высшего арбитражного судов РФ (несмотря на то, что судов в регионах это не должно коснуться), а также с годовщиной с тех пор, как он занимает должность председателя.
Напомним, Н. Новиков был назначен председателем Арбитражного суда РТ в феврале 2013 года. До этого он занимал аналогичный пост в Самарской области. При вступлении в должность он заявлял об открытости и эффективности судопроизводства как о своих основных приоритетах, которые он намерен воплощать в Татарстане. И если в определенных сферах его работа оказалась успешной - за год ему удалось снизить нагрузку на судей на 20% (в среднем 58 дел в месяц), а также ввести автоматизированную систему учета и распределения судебных дел, - то эффективность судебного производства, напротив, показала незначительное снижение. Из более чем 28 тысяч рассмотренных судом дел было отменено более 2 тысяч актов (2,6%), в то время как в 2012 году этот показатель был практически на 1 тысячу меньше.
«Сохраняется тревожная тенденция роста числа отмен судебных решений по процессуальным основаниям, что вызывает серьезную озабоченность. В большинстве случаев нарушения процессуального права, допущенные судьями, не могут быть оправданы никакими объективными причинами», - заявил Н. Новиков. В качестве примера он зачитал некоторые основания, по которым вышестоящие инстанции отменяют решения татарстанского арбитража: протокол судебного заседания не был подписан судьей и секретарем судебного заседания; не было привлечено к участию третье лицо, чьи интересы затрагиваются напрямую; наличие ранее вынесенных судебных актов по аналогичным требованиям с аналогичными сторонами.
«Читая про эти отмены, напрашивается две версии: либо мы не хотим читать административно-процессуальный кодекс, либо халатно относимся к своим обязанностям. Элементарное незнание или умышленное нарушение самим судом норм законов является нонсенсом, противоречащим конституционным идеям правосудия», - резюмировал председатель.
За каждый такой случай судья будет отвечать лично, его работа будет анализироваться президиумом суда на заседании ежегодных коллегий, сообщил он и призвал судей в 2014 году полностью исключить такие нарушения.
Кроме того, среди недостатков он назвал слабую подготовку судей к судебным разбирательствам, что затягивает процесс. «Тем судьям, которые этим злоупотребляют, принять адекватные меры по исключению волокиты по конкретным делам, иначе адекватные меры будут приняты с моей стороны», - пригрозил Н. Новиков.
Он также озвучил список «странных актов», которые принимаются судом, и жалоб, которые в связи с этим поступают. К примеру, апелляция «Энергобанка» (суть дела он не обозначил) не передавалась в вышестоящую инстанцию больше месяца, в то время как по нормам это должно делаться в течение трех дней. «С чем это связано? Я примерно представляю: в то время когда активно выводятся активы по банкротному делу, дело лежит и не обжалуется», - намекнул председатель.
Кроме того, собравшиеся озвучили ряд «наболевших» проблем в осуществлении правосудия. К примеру, председатель Федерального Арбитражного суда Приволжского округа Юрий Глазов предложил судьям назначать экспертизы по оценке стоимости земли при рассмотрении дел об оспаривании ее кадастровой стоимости. Президент Татарстана Рустам Минниханов такую идею поддержал, заявив, что власти «попали в коллапс, связанный с изменением земельного кодекса».
Это связано с тем, что часто собственники земли пытаются через суд снизить кадастровую стоимость своих участков, чтобы выплачивать в бюджет меньше налогов. При этом муниципалитеты проявляют недостаточной активность в защите своих интересов и тем самым теряют значительные средства.